Осенью 2017 года спецслужба сообщила о раскрытии заговора организации «Сеть», члены которой якобы планировали устроить взрывы и «дестабилизировать обстановку» в России. В течение нескольких месяцев были задержаны 11 человек, в том числе антифашисты, анархисты и левые активисты. Большинство дали признательные показания, но потом заявили, что оговорили себя под пытками.
Филинкова, который работал программистом в Санкт-Петербурге, взяли в январе. Он также, будучи в СИЗО, отказался от своих показаний. Обвиняемый утверждал, что почти сутки, прошедшие между фактическим и задокументированным задержанием, его избивали с применением электрошокера, лишали пищи, питья и сна, оказывали психологическое давление. Впоследствии медики и представители ОНК зафиксировали гематомы и ожоги на теле арестанта.
Действия сотрудников ФСБ были изучены самим ведомством, а также прокуратурой и Следственным комитетом, однако превышения полномочий ни одна из проверок не обнаружила. Отказ возбуждать уголовное дело признали законным суды двух инстанций.
Теперь Филинков просит ЕСПЧ признать нарушения запрета на пытки, а также его прав на личную неприкосновенность и на эффективное средство правовой защиты. Его представители ссылаются на практику Страсбурга, в том числе по российским делам, согласно которой «на государстве лежит обязанность представить разумное объяснение» происхождения телесных повреждений у взятого под стражу лица – «в противном случае пытка в отношении заявителя презюмируется».
Между тем расследование дела «Сети» продолжается. На этой неделе родители восьми фигурантов попросили омбудсмена Татьяну Москалькову обратиться к генпрокурору с просьбой не подписывать обвинительные заключения для передачи материалов в суд. Также обвиняемых поддержала большая группа общественных деятелей, которые потребовали от властей провести независимое расследование.