ЦБ формализовал обязанность банков детализировать отказы
Как сообщает «Коммерсант», регулятор опубликовал письмо с разъяснениями в адрес территориальных учреждений. Из него следует, что клиенты, на основании ст. 4 115-ФЗ, вправе узнавать причину, по которой им было отказано в обслуживании. Информирование должно осуществляться в порядке, установленном в конкретной кредитной организации. Объём этих сведений должен быть достаточен для того, чтобы клиент мог ими воспользоваться при реализации механизма реабилитации.
Формы для информирования или списка данных, которые банк должен раскрыть, ЦБ не предоставил. Фактически банкам позволили подходить к вопросу формально: отвечать общими формулировками о нарушении требований 115-ФЗ или сомнительности операций, полагают эксперты.
Поправки, которые должны защитить добросовестных клиентов от необоснованных блокировок, а также конкретизировать порядок и основания принятия таких решений, разрабатываются Минфином во исполнение поручения президента от 11 апреля. Сейчас в черном списке ЦБ уже более полумиллиона граждан и организаций, которые фактически отлучены от банковских услуг в России. Отказники могут обжаловать действия банка, но для этого им нужно знать причины отказа.
По данным ЦБ, с 17 апреля по 13 сентября межведомственной комиссией было принято к рассмотрению 24 жалобы, из которых по семи вынесены решения в пользу клиентов. Ещё семь жалоб сейчас находятся на рассмотрении.