ВС защитил судью из Краснодарского края от ФСБ
Судья Наталия Сай начала свою судейскую карьеру в 2000 году с поста мирового судьи. А в 2015 году её назначили судьей Кореновского районного суда Краснодарского края. Проблемы начались, когда против её бывшего мужа, адвоката Владимира Сай, в 2017 году возбудили уголовное дело по ст. 291.1 («Посредничество во взяточничестве»). Из-за этого судье, носившей фамилию экс-супруга, пришлось сменить её на Калита. Дело Владимира Сая рассматривал Тимашевский райсуд (дело № 1-169/2018), но до этого оно попало в Кореновский райсуд. Занималась им сначала судья Наталия Калита. Но одна из сторон по делу сразу заявила ей отвод, который удовлетворили.
А вскоре после этого в ККС Краснодарского края ФСБ направила заявление, в котором указала, что судья интересуется судьбой экс-супруга: добивается свиданий, а также обсуждает вопрос со следователем Бировым, который занимался этим делом. Именно телефонный разговор с правоохранителем и спровоцировал дисциплинарное производство. Следователь сделал запись звонка, который, как установлено, был совершен с мобильного телефона судьи Калиты, и передал информацию в УФСБ. На аудиозаписи женщина, голос которой, по мнению сотрудников правоохранительных органов, идентичен голосу судьи, в грубой форме и ненормативной лексикой объясняет следователю, что дело в отношении её экс-супруга Владимира Сая надо прекратить из-за отсутствия состава преступления.
Фрагмент аудиозаписи: «Предлагаю решить вопрос красиво... Кого вы лечите? Вы что, со мной не согласны, что нет состава? Вы хотите со мной поспорить, с судьей?.. Я вам устрою всем, красавцам!».
В региональной ККС согласились с позицией ФСБ и досрочно лишили Калиту судейских полномочий. Та не согласилась с этим и обжаловала решение квалифколлегии в дисциплинарную коллегию Верховного суда. На заседании в ВС судья отрицала, что звонила Бирову: она разговаривала со следователем в другие дни по рабочим вопросам, но этого звонка не совершала. Объяснить же произошедшее судья и ее представитель попытались возможностями новых технологий.
Другим аргументом стало то, что судья отсутствовала в заседании региональной ККС, хотя, по её словам, она находилась на больничном и просила отложить рассмотрение её вопроса. Его выдала частная организация, и бумагу вовремя не представили в ККС, настаивал представитель квалифколлегии Константин Дроздов. Но на заседании в Верховном суде Калита представила требуемые медицинские документы, подтверждающие, что в момент заседания ККС она действительно находилась на больничном.
После долгого совещания дисциплинарная коллегия постановила удовлетворить жалобу Калиты и отменить решение ККС о прекращении её полномочий. Однако региональная квалифколлегия обжаловала такой вывод в апелляцию ВС.
На сегодняшнем заседании представитель ККС Константин Дроздов подчеркивал, что Калиту необходимым образом извещали о заседании ККС, а та сообщила бывшим коллегам о своей болезни только после заседания, на котором судью лишили полномочий. Более того, мы дважды откладывали рассмотрение этого вопроса, потому что тогда справки она представляла, заметил представитель ККС: «Калита специально уклонялась от заседания квалифколлегии. И болезнь ей не помешала в июне прийти в дисциплинарную коллегию Верховного суда». Он попросил отменить акт ДК ВС. Калита в ответ отметила, что справку о своей болезни передала через своего представителя в отдел писем для ККС заранее.
Выслушав все доводы сторон, «тройка» судей под председательством Галины Манохиной удалилась в совещательную комнату и спустя несколько минут вынесла решение: акт ДК ВС оставить без изменений. Таким образом, Калите удалось вернуть судейские полномочия.