Первый законопроект внесли депутаты Госдумы и сенатор. Он вносит значительные поправки в указанный закон и реформирует институт обязательного контроля операций с деньгами и имуществом (далее ОПОК).
Контроль будет проводиться дифференцированно для каждых видов организаций, за счет этого сократится количество ОПОК для организаций небанковского сектора. Предлагается также разделять ОПОК на операции и сделки, за счет этого снизится нагрузка на организации банковского сектора: банкам не нужно будет запрашивать документы по сделкам.
Предлагают исключить обязанность предоставлять сведения об операциях определенных НКО. Речь идет об органах госвласти, органах управления государственными внебюджетными фондами, потребительских кооперативов и некоторых других НКО. «Это позволит существенно сократить регуляторную нагрузку на кредитные и некредитные финансовые организации», – сообщается в пояснительной записке к законопроекту.
Также из обязательного контроля операций с деньгами и имуществом исключат операции по обмену банкнотами разного достоинства между юридическими и физическими лицами, анонимные счета, а также перевод денежных средств, который проводят некредитные организации по поручению клиента.
Реформация подразумевает и ужесточение нескольких положений. Теперь почтовые переводы будут подвергаться обязательному контролю, если сумма такого перевода превышает 100 000 руб. (или в эквивалентной сумме в валюте). Передача клиенту денежных средств также перейдет под обязательный контроль, если сумма операции превышает или равна 600 000 руб. Под ОПОК подведут и операторов связи, если абонент внес на счет 50 000 руб. или больше. НКО, которые не попали под исключения, также обязательно контролируются при операциях свыше 100 000 руб.
Второй законопроект предусматривает внедрение дистанционных методов мониторинга состояния исполнения антиотмывочного законодательства, а также проведения контрольных мероприятий с учетом риск-ориентированного подхода. Закон предлагают дополнить ст. 9.1 «Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Мониторинг позволит «увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований и одновременно позволит внедрить систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности со снижением административной нагрузки на бизнес и ориентированием проверочной деятельности на субъектов контроля». Возглавлять мониторинг и другие проверочные мероприятия будет Центробанк.
Сейчас нарушение антиотмывочного законодательства является одной из самых частых причин для отзыва лицензий у кредитных организаций. За его нарушение предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Законопроект № 582426-7 «О совершенствовании обязательного контроля».
Законопроект № 582466-7 «Об установлении основ контроля (надзора) в сфере применения антиотмывочного законодательства».