Проект прошел первое чтение в апреле 2018 года, теперь его дорабатывают ко второму чтению. Согласно ему, российские некоммерческие организации смогут выполнять функции постоянно действующих арбитражных учреждений (ПДАУ). Основанием для этого будет рекомендация соответствующего совета.
«Требуется упрощение процедуры регистрации постоянно действующих арбитражных учреждений. В этих целях рабочей группой предложено установить в законе исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для регистрации арбитражного учреждения», – отметил Павел Крашенинников. Также обсудили, что требование в отношении иностранных арбитражных учреждений о наличии на территории РФ своего обособленного подразделения для тех учреждений, которые будут рассматривать в России внутренние споры, является целесообразным. При этом обособленное подразделение не потребуется, если иностранные арбитражи будут разрешать споры между участниками специального административного района.
Также разобрали, что для третейских судов не может быть применено антимонопольное законодательство, так как подобные отношения не являются его предметом. Было предложено даже закрепить это в законопроекте, но от этого отказались, так как «неприменение антимонопольного законодательства в данном случае и так очевидно».
Проектом предлагается ввести «гонорары успехов», когда размер или выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Но по этому положению участники рабочей группы не пришли к общему мнению и решили обсудить это позднее.
Еще одно изменение – условия изменения членства в региональной Адвокатской палате. Его сможет изменять адвокат, который имеет стаж не менее пяти лет, на основании решения совета палаты по согласованию с ФПА. Оно вызвало критику рабочей группы – «ограничение адвокатов в праве изменять членство в региональной палате не должно быть обусловлено исключительно недобропорядочной практикой сдачи квалификационных экзаменов для приобретения адвокатского статуса».
Предлагается исключить положение о том, что в числе учредителей коллегии адвокатов должно быть минимум два адвоката, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. В проект предложили ввести положение об автоматизированном распределении дел между адвокатами для более равномерного распределения нагрузки между защитниками по назначению и исключения коррупционных рисков. Сейчас такая норма действует в нескольких регионах.
Законопроект № 421476-7, законопроект № 421600-7
Эти законопроекты добавляют новые примирительные процедуры: введут переговоры, сверку документов, судебное примирение. Сейчас существующая медиация применяется к спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых отношений. Теперь ее предлагают расширить до административных и иных публичных (например, налоговые споры, споры об оспаривании нормативных правовых или индивидуальных актов).
Другие положения проекта предполагают, что медиатором может быть судья в отставке. Еще одна категория предполагаемых медиаторов – это работники аппаратов судов. Однако эту идею рабочая группа не одобрила, так как «к полномочиям работников аппарата суда относится обеспечение его деятельности, а не содействие в разрешении споров». Теперь предстоит также понять порядок финансирования судебного примирения.
Проект предлагает внести в ГПК нормы по аналогии с АПК. Они позволят обращаться в суд с групповым иском о защите прав и законных интересов от пяти граждан или организаций. Условием для этого будет наличие схожих требований. Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей или о возмещении вреда. Рабочая группа проект поддержала. Законопроект был внесен 28 ноября правительством.