Законодательство
12 декабря 2018, 9:39

Медведев предрек России «эру судов»

Премьер-министр Дмитрий Медведев в статье для журнала «Закон» написал, что прогнозирует «усиление судебной власти», потому что только она может стать драйвером изменений, которые «позволят продвинуться к воплощению идеалов демократического государства».

В статье, которую опубликовал журнал «Закон» к 25-летию Конституции, Медведев прогнозирует, что Россию ожидает «эра судов». Он ссылается на ст. 18 Основного закона, которая «прямо закрепляет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Премьер-министр подчеркивает, что уже «сформирована система органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, компетенция которых четко разграничена законом», а по Конституции «именно органы власти обеспечивают реализацию прав и свобод человека». По мнению Медведева, сейчас нужно «сделать так, чтобы весь государственный аппарат работал не как вещь в себе, но был направлен на реализацию принципов современного демократического государства».

При этом Конституция предлагает "особый, оригинальный и нестандартный подход" к восприятию прав человека, пишет Медведев. Дело в том, что она не признает те права, которые явно "входят в конфликт с ценностями, традиционными для российского общества". Это Медведев назвал новым прочтением по отношению к другим конституциям.

Премьер-министр утверждает, что «усиление судебной власти» будет кратчайшим путем к демократии, поскольку оно, «как правило, одновременно влечет за собой развитие прав человека». «Именно судебная власть неизбежно станет «драйвером» преобразований, которые позволят продвинуться к воплощению идеалов демократического государства», – уверен он.

Медведев в статье не называет конкретные меры, которые потребуются для усиления судебной власти, но отмечает, что для продвижения к «идеалам демократического государства» противопоказаны «решительные изменения текста» Конституции и тем более принятие новой. «Конституция в принципе должна быть вечной», а допустима лишь «точечная» корректировка, «направленная на актуализацию статуса органов власти, развитие тех или иных прав», пишет Медведев, напоминая опыт правки Конституции во время его президентства (тогда увеличили сроки полномочий президента с четырех до шести лет и депутатов Госдумы с четырех до пяти лет).

«Мы должны беречь Конституцию. Помнить о том, что каждое ее положение не просто юридически выверенное, но часто – выстраданное и омытое кровью. Именно ее положения придают нам надежду на лучшее. Уверен, что наша жизнь будет защищена правом. Что наше государство будет справедливым», – заключил Медведев.