Путин частично декриминализировал 282-ю статью УК
Закон устанавливает годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения ст. 282 УК (сейчас – три месяца). «Это обусловлено необходимостью проведения надлежащего административного расследования и других процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в том числе проведения экспертизы распространяемых материалов на наличие экстремистских признаков», – говорил ранее председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Он объяснил: если лицо в течение года после привлечения к административной ответственности совершит такое же деяние повторно, то последует уже уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде лишения свободы на пять лет. Также нельзя будет возбуждать уголовное дело в отношении людей, впервые преступивших закон, при условии, что их деяние «не представляло серьезной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства». Как говорится в пояснительной записке к одному из законопроектов, анализ правоприменительной практики показывает, что «не во всех случаях привлечение к уголовной ответственности (по ст. 282) является обоснованным».
О смягчении этой статьи начали говорить после серии уголовных дел за репосты в социальных сетях. Официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куреннной рассказывал, что в начале этого года отмечался бум судебных разбирательств из-за репостов во «ВКонтакте», но он пошел на спад в последние месяцы. Это произошло благодаря вниманию общественности: после пользователей соцсети, возмущенных «репостными делами», о 282-й статье заговорили в Mail.Ru Group (владелец «ВКонтакте»). Далее план по декриминализации выпустил Совет по правам человека, а 20 сентября Пленум Верховного суда поменял свое постановление, где сформулировал, что при правовой оценке действий, направленных на возбуждение ненависти, вражды, унижение человеческого достоинства, судам нужно исходить из характера и степени общественной опасности содеянного. После этого законопроекты о смягчении ст. 282 УК внес в Госдуму Путин.
Документ вызвал серьезные дискуссии в Госдуме во время рассмотрения: представитель ЛДПР говорил, что его фракция против 282-й статьи вообще, потому что по ней судят за то, что еще не произошло, а человек может просто не знать о том, что информация, размещенная им в социальной сети, является экстремистской (в списке около 5000 материалов, разжигающих рознь). Коммунисты, наоборот, против декриминализации резонансной статьи. Да, смягчение ответственности облегчит работу судей и прокуроров, но люди должны отвечать за свои слова и поступки, сказал представитель КПРФ.
«Единая Россия» поддержала президентскую инициативу: «Эти поправки очень взвешенные и своевременные, они принесут здравый смысл, а мы будем бороться с экстремизмом там, где он есть», – сказал депутат Павел Грибов.
«Ст. 282 УК предусматривает ответственность за возбуждение ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства. В соответствии с новыми поправками впервые совершенное такое деяние будет квалифицироваться по нормам КоАП, а уголовная ответственность наступит при повторном совершении деяния в течение года. Высказываются предложения и вовсе исключить эту статью из УК. Согласиться с этим нельзя, так как норма направлена на защиту разных социальных групп от действий, возбуждающих вражду в их отношении. Проблема с тем, что правоприменительная практика пошла по пути использования статьи как инструмента давления на оппозиционно настроенных граждан. Конечно, это неприемлемо, но это не проблемы нормы – это проблемы практики. Поэтому статью стоит оставить в УК, но сосредоточиться на том, чтобы критерии ее применения были более четкими и не допускали ее необоснованного использования», – рассказал управляющий партнёр юридической компании BMS Law Firm Алим Бишенов.