Процесс
29 января 2019, 17:47

ФСБ и МВД выступили против введения статьи о пытках в УК

По мнению ведомств, общий запрет на пытки уже содержится в уголовном законодательстве, а значит, введение отдельной статьи будет излишним.

ФСБ и МВД считают введение в Уголовный кодекс нового состава преступления «пытки» избыточным. Ведомства направили соответствующий отзыв Совету при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), который рекомендовал ввести такой состав, чтобы привести УК РФ в соответствие с Конвенцией ООН. Об этом сообщают «Ведомости».

«Введение в УК нового состава должностного преступления «пытки» считаем избыточным, поскольку соответствующее деяние может быть квалифицировано по п. «д» ч. 2 ст. 117 (истязание с применением пытки) или по п. «а» ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия) УК России», – ответили в ФСБ.

Представители МВД отметили, что общий запрет на пытки уже содержится в ч. 2 ст. 21 Конституции, а также в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК). «Несмотря на то что УК не содержит отдельной статьи, предусматривающей ответственность за применение пыток, такие деяния могут быть квалифицированы по отдельным статьям Особенной части УК, что в полной мере соответствует определению понятия «пытки», которое содержится в ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», – заявили в ведомстве.

Предложение ввести в УК отдельную статью о пытках выдвинул председатель СПЧ Михаил Федотов в сентябре 2018 года. По его словам, то, что за пытки наказывают по другим статьям, противоречит Конституции. Сегодня Федотов снова высказался о необходимости отдельной статьи, так как она позволит систематизировать законодательство в этой сфере. «Сейчас у нас и пытки, и значительно более мелкие правонарушения попадают в одну статью, и все в кучу. У нас спрашивают о количестве пыток, а мы не знаем», – сказал председатель СПЧ. «Это не усиление ответственности, это не ослабление ответственности, это устранение беспорядка в законодательстве», – добавил он. 

По мнению координатора правозащитной организации «Зона права» Булата Мухамеджанова, отсутствие в УК статьи о пытках свидетельствует об отношении российских властей к этой проблеме. Он отмечает, что эксперты ООН давно рекомендуют России ввести отдельную статью, посвященную пыткам, однако каждый раз власти объясняют свое нежелание тем, что в российском уголовном законодательстве уже есть «заменяющие» статьи: ст. 117 (истязание) и ст. 286 УК (превышение должностных полномочий). «Но не будем забывать, что, например, ст. 286 УК охватывает различные сферы, а они не всегда связаны именно с пытками, применением физической силы или психологическим воздействием. Это может быть и чиновник, который причинил крупный ущерб бюджету – он может быть осужден по ч. 3 ст. 286 УК», – говорит Мухамеджанов. 

Он считает, что из-за этого практически невозможно достоверно установить количество осужденных за пытки. «В результате в России нет статистики, без которой очень сложно проследить динамику, а также понять, куда двигаться и что делать. Поэтому те отзывы, которые были даны сейчас, говорят о том, что правоохранительные органы не хотят ничего менять, потому что их все устраивает. И, к сожалению, это значит, что пытки будут продолжаться», – резюмирует он.