ЕСПЧ зарегистрировал жалобу свидетеля по «делу Сети» на пытки электричеством
Заявитель жалобы Илья Капустин считает, что российские власти нарушили несколько статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод — ст. 3 (запрет пыток), ст. 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и ст. 13 (право на эффективные средства правовой защиты).
По его словам, вечером 25 января 2018 года на одной из улиц Санкт-Петербурга люди в черной форме и масках подбежали к нему, повалили на землю, избили ногами и поволокли в микроавтобус. В салоне автомобиля Капустина сковали в наручниках, и люди в масках сообщили ему, что являются представителями спецслужб. Позднее выяснилось, что это сотрудники УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Как утверждает Капустин, один из правоохранителей встал ногами на него, тем самым придавив его к полу. Затем к нему около 40 раз применили электрошокер: удары наносились в область живота и паха. От Капустина требовали информацию о знакомых и не знакомых ему людях, а в случае отказа ему якобы угрожали «переломать ноги и выбросить в лесу, где никто не поможет».
Спустя три часа Капустина доставили в здание УФСБ, где ему объявили, что он свидетель по делу «Сети», но пообещали «второй раунд», если он не даст нужные показания. Затем Капустина повезли на обыск в квартиру, где он проживал. У него изъяли два телефона, ноутбук и жесткий диск.
Диагностика выявила у пострадавшего электроожог в области живота, паха и тазобедренного состава, а также многочисленные ушибы и кровоподтеки.
Следователи отказались возбуждать уголовное дело в отношении сотрудников УФСБ: в постановлении они указали, что применение электрошока было оправдано попытками Капустина сбежать из микроавтобуса. Ушибы же возникли у него из-за того, что автомобиль резко затормозил, и пострадавший упал на пол, ударившись о пластиковую спинку сидения. Кроме того, они могли образоваться из-за укусов клопов и других насекомых, отметили следователи.
Обжаловать действия следователей в судебном порядке не удалось, а потому Капустин пожаловался в ЕСПЧ, который коммуницировал его жалобу.