Соучастник или консультант: когда юриста осудят за налоговые советы
Если разработана схема, позволяющая незаконно снизить налоги, и она внедряется, причиняя ущерб бюджету, то, на мой взгляд, ее создатель будет соучастником преступления, утверждает Владимир Китсинг, адвокат МКА Князев и партнеры, экс-следователь по экономическим преступлениям.
Эксперты "Право.ru": "До юристов с незаконными схемами силовикам пока не хватает рук добраться"
Так что юристам из налоговых практик, которые помогают создавать такие схемы для компаний, стоит ждать, когда у правоохранителей появится свободное время и руки для того, чтобы привлекать к ответственности не только директоров и главбухов, но и других соучастников преступления (интеллектуальных пособников).
Михаил Успенский, партнер Taxology советует сразу подробнее остановиться на личности оптимизатора: «Сивков – не просто налоговый «схемотехник», а человек с многогранной биографией. Он и бухгалтер, и налоговый консультант, и писатель, и глава издательского дома собственного имени, и – конечно же – блестящий шоумен, организатор семинаров по налоговой оптимизации». По его словам, широкой публике он известен скорее как создатель собственной политической партии, ныне уже запрещенной: «Именно в этот момент он попал на радары правоохранителей, и череда проблем докатилась до ареста». Партнер АБ Торн Павел Астапенко подтверждает, что задержанного сложно назвать классическим налоговым консультантом: «Поэтому никакого сильного влияния на консалтинг эта история не окажет». По его словам, тонкая грань между умным бизнес-решением и нарушением закона проходит по цели сделки: «Если это деловое соглашение, и оно направлено на то, чтобы организация заработала деньги, то все корректно. А когда главная задача – уйти от уплаты налогов, то за это точно грозит ответственность».
А вот адвокат Тимур Хутов, партнер АБ Коблев и партнеры считает, что в последнее время усиливается тренд привлечения к уголовной ответственности юристов-консультантов как соучастников экономических преступлений: «Чаще всего от этого страдают налоговые специалисты, а также корпоративные юристы, которые занимаются структурированием сделок». Налоговые и правоохранительные органы исходят из презумпции вины налогоплательщика и все сомнения толкуют против него, предупреждает адвокат: «Иногда они забывают о том, что есть разница между налоговым преступлением и обычным правонарушением».
Оптимизация налогообложения на текущий момент – это ходьба по лезвию ножа, уверена Владлена Варшавская, руководитель налоговой и административной практики ЮК Варшавский и партнеры. Более того, зачастую предлагаются очевидно агрессивные схемы, практика применения которых уже давно сложилась, рассказывает менеджер департамента налоговых споров ФБК-Право Александр Григорьев: «Но никто не предупреждает клиента о возможных последствиях такой «оптимизации». Да и большинство налоговых схем рушатся, в первую очередь, из-за безалаберного документооборота при их внедрении, подчеркивает Успенский.
Сивков и иные подобные консультанты, которыми «пестрит» интернет, играют на чувствах экономии (скупости, жадности) людей, чем дают работу огромному пласту юристов: от налоговых специалистов, следователей и налоговых консультантов до судей. На место Сивкова придут новые «схемотехники», как бы опасно сейчас это не выглядело, ведь не платить налоги – это национальная русская забава. А опасность забавы никогда на Руси никого не останавливала.
Для того, чтобы консультанту оставаться в правовом поле, ему нужно получить от доверителя письменную информацию об основной цели сделки при составлении юридического заключения, говорит Варшавская. Она советует обязательно использовать оговорки в своих заключениях о том, что клиент не собирается нарушать применимое законодательство.
История Сивкова
Тверской районный суд Москвы арестовал Сивкова до 4 марта этого года. На заседании по избранию ему меры пресечения следователь отметил, что обвиняемый не живёт по адресу регистрации, а при задержания у него нашли билеты на вылет из России, пишет «Коммерсантъ».
4 июля 2018 года Главное следственное управление ГУ МВД Москвы возбудило дело в отношении неустановленного лица по признакам ч. 3 ст. 159 УК ("Мошенничество"). Санкции этой статьи предусматривают разные виды наказания: штраф 100 000–500 000 руб., лишение на свободы на срок до шести лет со штрафом до 80 000 руб.
Пока нет конкретной информации о том, какая именно деятельность Сивкова и за какое время квалифицируется следствием как мошенничество. Сам оптимизатор рассказывал изданию, что в последнее время он проводил коммерческие семинары, на которых рассказывал о способах уклонения от уплаты налогов и распространял свои книги, в которых описывал схемы налоговой оптимизации. Некоторые политологи характеризовали его как налогового экстремиста: он строил свой бизнес на сознательных призывах к отказу от уплаты налогов, причём по идеологическим соображениям.
Прошлое арестованного
Раньше Сивков пытался заниматься политикой: в 2012 году зарегистрировал Партию налогоплательщиков России, но в ноябре 2017-го Верховный суд удовлетворил иск Минюста и ликвидировал её. Идеология партии заключалась в том, что налоговая системы России – «диверсия США», сам Сивков призывал к патриотизму в форме заниженной налогооблагаемой базы.
На закрытии партии история оптимизатора не заканчивается. В декабре 2017-го Сивков объявил о проведении коммерческих семинаров на тему ухода от налогов, в рамках которых он презентовал свою книгу, в которой описал 3800 схем уклонения преимущественно для среднего бизнеса. Так, он предлагал не платить НДФЛ с фонда заработной платы через фиктивные иски в суды к работодателю о возмещении морального вреда, многочисленные схемы мелкого ухода от НДС. Все эти схемы объединяет один факт: их использование – это налоговое преступление.
В конце марта прошлого года саморегулируемая организация (СРО) аудиторов «Ассоциация «Содружество» исключила Сивкова из своих рядов, что подтвердил своим решением АСГМ. Суд также решил, что бывший руководитель ликвидированной Партии налогоплательщиков России и автор запрещённых «пособий» (сайты с информацией Сивкова в чёрном списке Роскомнадзора) по уклонению от уплаты налогов не может заниматься предпринимательской деятельностью (дело № А40-83791/2018).