Как подчеркивает Минтранс, разработчик законопроекта, в сложившихся условиях создание автомобильных дорог общего пользования до большинства отдаленных и труднодоступных поселений «не представляется возможным даже в долгосрочном периоде» по причине «северных издержек» — то есть, высокой стоимости строительства и эксплуатации.
Улучшить уровень транспортной доступности для таких мест могут помочь дороги, которые государство построит вместе с инвесторами — но инвесторам нужна прибыль от вложений. Из-за этого проезд по таким дорогам должен быть платным, но при этом действующее законодательство запрещает строить платные дороги там, где нет альтернативы в виде бесплатной дороги.
В связи с этим Минтранс предлагает отменить обязательное обеспечение возможности альтернативного проезда в районах Крайнего Севера. Это позволит решить проблему привлечения частных инвестиций для обеспечения ускоренного развития их транспортной инфраструктуры, уверены разработчики поправок. Одновременно с этим предлагается закрепить, что по дорогам, построенным по этому принципу, легковые автомобили смогут ездить бесплатно.