Доля теневой экономики в России превысила расходы бюджета
При этом доля теневой экономики постепенно становится меньше. Об этом пишет РБК со ссылкой на ежегодную оценку, которую Росфинмониторинг направляет в МВД. Так, в 2015–2016 годах Росфинмониторинг оценивал долю теневой экономики в 28% ВВП, в 2017 – в 20,5%.
В Росфинмониторинге отметили, что за последние годы заметно снизилось количество выводимых за рубеж подозрительных денежных средств, также существенно сократилось число теневых финансовых потоков из других стран.
Однако издание допускает, что резкое снижение в 2017 году может быть отчасти связано с изменением методики Росфинмониторинга, который перестал включать в расчеты некоторые показатели. В новом документе методология оценки не приводится. Но, как правило, ведомство учитывает серый импорт, сокрытие доходов от налоговой и таможни, серые зарплаты и другие компоненты, поясняется в материале.
Такая оценка Росфинмониторинга расходится с данными Росстата. Согласно ним, в 2017 году размер теневой экономики составлял порядка 16% ВВП. Указывается, что Росстат в своих расчетах оценивает доходы только от скрытых и неофициальных видов экономической деятельности, разрешенных законом, то есть все, кроме нелегального бизнеса.
Международный валютный фонд, который также не включает в свою оценку криминальную деятельность, за 2015 год оценил уровень теневой экономики намного выше всех официальных расчетов – 33, 7% ВВП.
Дать точную оценку количеству людей, вовлеченных в сферы теневой экономики, также оказалось непросто. «По полной занятости это около 20 млн граждан в трудоспособном возрасте, а по частичной занятости – невозможно посчитать. С нашей точки зрения, еще около 10 млн трудоспособных граждан могут находиться в таких факультативных теневых отношениях», – рассказал изданию профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский.
По информации ЦБ, в первом полугодии 2018 года спрос на теневые финансовые услуги формировался преимущественно в строительном секторе – 30%. В сфере услуг эта доля составила 21%. На сектор торговли строительными и промышленными товарами пришлось 20% сомнительных операций.