Процесс
28 февраля 2019, 13:27

Эксперты увидели дискриминацию в уголовном преследовании российского бизнесмена в Кувейте

Больше года гражданка России Мария Лазарева, управляющий партнер кувейтского инвестиционного фонда KGL Investments (KGLI), находится в кувейтской тюрьме. Против нее возбуждено два уголовных дела: о хищении государственных средств при создании стратегии развития логистического хаба в Кувейте, а также о растрате средств портового фонда The Port Fund, который управлялся KGLI. Оба дела строятся на основании показаний одного и того же свидетеля. По первому уже вынесен приговор – 10 лет лишения свободы, сейчас подана очередная апелляция. Второе дело находится на этапе рассмотрения. Хотя её дело широко не освещалось в СМИ, это один из ярчайших примеров применения силовых методов к российским предпринимателям за рубежом, рассказали адвокаты Лазаревой на пресс-конференции в Москве.

Президент московской ТПП и депутат столичной гордумы Владимир Платонов рассказал, как летом 2018 года к нему обратился отец Лазаревой и рассказал о незаконном уголовном преследовании своей дочери. Благодаря помощи российского посольства в Кувейте отец смог посетить Лазареву в тюрьме: «Представляете, ей предоставили арабский текст обвинения на 1800 листах без перевода на английский. Материалы до сих пор не переведены». Как отмечает защита россиянки, в итоге приговор был вынесен в нарушение процессуальных норм: суд фактически не рассматривал документы и не заслушивал свидетелей защиты, прокуратура не предоставила защите материалы следствия, отказывала в переводе материалов и показаний с арабского языка, а также оказывала силовое давление как на Марию, так и на управляемый ею инвестфонд KGLI.

Фактически приговор был основан на показаниях Моны Абдул Вахаб, бывшей ассистентки, которую еще в 2011 году задержали за хищение $500 000 у руководства фонда, говорят адвокаты. После своего задержания Вахаб обвинила Лазареву в «шпионаже» и хищениях. А формально заявление с обвинениями против Лазаревой подала компания Agility, которая является конкурентом KGLI на местном рынке. 

Сейчас против Лазаревой готовится второй уголовный процесс о растрате средств фонда. Но адвокат Марии Лазаревой Екатерина Духина отмечает, что второе дело (о растрате), основанное на показаниях того же единственного свидетеля, что и первое, сейчас разваливается само по себе. Выяснилось, что якобы украденные у The Port Fund $496 млн были заморожены на счетах дубайского Noor Bank по просьбе Генпрокуратуры Кувейта. Однако в феврале текущего года под давлением крупных иностранных пайщиков The Port Fund эти средства были разморожены и поступили на счета инвесторов с прибылью в 200%. «С учетом скомпрометированных показаний единственного свидетеля есть все основания не только прекратить расследование о краже средств фонда в отсутствие состава преступления, но и начать пересмотр уже вынесенного приговора о якобы невыполненных контрактных обязательствах по созданию стратегии», – говорит Духина.

Непонятно, в чем состав инкриминируемого ей хищения, возмущается Платонов: «Все работы выполнены, а порт построен». Но семья и адвокаты Лазаревой опасаются за ее жизнь. Возврат средств вкладчикам кувейтского фонда, в краже которых обвиняют Марию Лазареву, вынудил ее оппонентов начать информационную кампанию в кувейтских СМИ и социальных сетях для уничтожения ее репутации. «Сама по себе пропаганда не так страшна на фоне возврата средств инвесторов. Но беспокоит реакция радикалов, которые в ответных постах предлагают «оторвать ей голову», – отметил президент ТПП Москвы.

Екатерина Духина считает, что обсуждаемое дело лежит в политической плоскости: «Местные хотели показать, что на таких ролях в арабской стране не нужна женщина».  При этом «во время суда мы часто слышали (в том числе и от источников в государственных органах Кувейта), что если бы у Марии было гражданство США, Великобритании, Франции, то в тюрьме она не просидела бы ни дня», прокомментировала Духина газете «Коммерсант». Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации, в продолжение темы подчеркнул, что, по его мнению, речь идет об акте устрашения, который полностью укладывается в «общемировую охоту на русских». Политолог отметил, что Кувейт очень сильно зависит от США и связывает надежды на благополучный исход дела Марии Лазаревой с предстоящей встречей Сергея Лаврова с эмиром Кувейта Сабахом аль-Ахмедом ас-Сабахом. «Международный авторитет и дипломатический вес главы российского МИД очевиден без всяких сомнений», – считает Алексей Мухин. Кроме того, эксперт полагает, что весь исламский мир должен занять принципиальную позицию по этому делу: «Коллеги из Саудовской Аравии могли бы помочь». «Если обсуждаемая ситуация не будет решаться на политическом уровне, то добиться ее освобождения будет крайне тяжело», – подтверждает Духина. 

Еще один шанс для Марии Лазаревой может дать решение Международного арбитражного суда, куда защита россиянки подала иск против правительства Кувейта. Процесс может занять более года, но решение Международного арбитража станет превалирующим над решениями национальных судов.