Процесс
28 февраля 2019, 11:01

Кассация отказала Минобороны в иске к заводу Дерипаски на 1,5 млрд

Арбитражный суд Московского округа отказал Министерству обороны в иске к ОАО «Авиакор-авиационный завод» на 1,5 млрд руб.

АС МО подтвердил решение двух нижестоящих судов, которые отказали министерству в иске. «Оставить решение (определение) суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения», – решил судья Дмитрий Дзюба из АС МО (дело № А40-227807/2017).

Минобороны подавало пять исков к авиационному заводу, но по решению АСГМ от 5 февраля 2018 года их объединили в одно дело, поскольку они «связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований, а также представленными доказательствами».

Минобороны обратилось в суд с требованием взыскать в общей сложности более 1,5 млрд руб. неустойки, расторгнуть контракт с заводом и провести инвентаризацию результатов интеллектуальной деятельности. В 2012 году министерство и «Авиакор» заключили контракт на проведение опытно-конструкторских работ. В итоге компания должна была разработать самолёт для картографической аэросъемки местности. Он изготавливался на базе типовой конструкции самолета АН-140-100, права на который принадлежат госпредприятию Украины «Антонов», следует из решения АСГМ. 

Контракт был рассчитан на шесть этапов – с сентября 2012 года по ноябрь 2015-го. Общая стоимость работ составила более 2,5 млрд руб. «Авиакор» должен был разработать эскизно-технический проект и конструкторскую документацию для изготовления опытного образца. Но довести задуманное по договору не удалось из-за обстоятельств непреодолимой силы: Украина ввела санкции в отношении России и запретила поставку военной продукции. В итоге проект заморозили, а «Авиакор» принял на ответственное хранение результаты опытно-конструкторской работы. Фактические затраты «Авиакора» на этот момент составили 1,9 млрд руб.

Летом 2017 года «Авиакор» получил письмо от Минобороны с приложением о расторжении контракта и выплате неустойку. В итоге министерство обратилось в суд – истец требовал выплатить неустойку за просрочку выполнения некоторых этапов в размере 1,5 млрд руб. Кроме этого, уже в судебном порядке ведомство пыталось добиться расторжения контракта, а также постановления суда провести «Авиакору» инвентаризацию результатов интеллектуальной деятельности. Эти иски подавались отдельно, но были объединены в одно дело.

Требования по расторжению контракта ответчик отверг, так как «контракт считается расторгнутым по соглашению сторон, т. е. расторжение контракта в судебном порядке дополнительно не требуется». С требованиями по инвентаризации завод также не согласился, так как они не были обоснованы. Неустойку за невозможность выполнить некоторые этапы работ ответчик также платить не хотел – просрочку по работам допустил сам заказчик, а также имели место обстоятельства непреодолимой силы. 

Просрочка одного из этапов была связана с тем, что в ходе приёмки комиссия выдвинула к проекту требования, которых не было в исходном тактико-техническом задании (например, установка рабочего места штурмана и защита топливных баков от взрывов). «Авиакор» подготовил новое технико-экономическое обоснование реализации этих технических решений, но ответа из Министерства обороны не последовало. 

Остальные этапы выполнить не получилось из-за 2014 года, тогда исполняющий обязанности президента Украины издал указ, который предусматривал отказ от исполнения обязательств украинских предприятий перед иностранными контрагентами по внешнеэкономическим контрактам по военным услугам. 

«Авиакор» – авиационный завод, расположенный в Самаре. Входит в машиностроительный холдинг «Русские машины», контролируемый финансово-промышленной группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски.