ВШЭ: уровень конкуренции в госзакупках падает
Высшая школа экономики подготовила доклад о закупках в 2018 году. Эксперты делают вывод: уровень конкуренции падает, а информации в открытом доступе становится всё меньше – закупки отдельных госкомпаний не раскрываются в Единой информационной системе, а заказчики получили право не размещать в системе данные о закупках у единственного поставщика, пишут «Ведомости». На закрытых торгах в 2018-м было распределено в 10 раз больше денег, чем в 2017 году, – всего 227 млрд руб., говорит исследование. А всего неконкурентных контрактов было заключено на 5,3 трлн руб., из которых 4,2 трлн приходится на контракты, заключённые после несостоявшегося конкурса, а 1,1 трлн – у единственного поставщика.
Непрозрачные закупки отпугивают и бизнес. Раньше на торги государства приходило 2,7 потенциального поставщика, в 2018 году их число сократилось до 2,3. У госкомпаний показатель упал на 29,4% – до 1,5. Конкуренция снижается из-за старых проблем: многие зачастую не верят в перспективность участия в торгах, указывают эксперты. Некоторые также полагают, что на тендерах высок уровень предопределённости победителя, говорит первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова называет ещё одну причину – нерентабельность. Обеспечение контракта (30% от его стоимости) замораживается на год, при этом ещё до заключения контракта нужно потратить деньги на электронные подписи, участие в торгах (например, оплата электронных площадок при торгах госкомпаний), перечисляет она.
Предприниматели жалуются и на снижение цены во время аукционов (минимальная цена определяет поставщика по госзаказу). «Снижение цены может быть очень существенным, по некоторым закупкам доходит и до 60–80%», – говорит Дыбова. Бизнес, особенно малый и микро, борется за любой контракт, но это выживание, а денег на развитие не остаётся, констатирует она.
Замруководителя ФАС Михаил Евраев говорит, что по закону о госзакупках заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Это, по его мнению, главная причина ухудшения ситуации с числом участников торгов: «Нужно быть очень смелым человеком или иметь хорошие отношения с заказчиком, чтобы идти на такие риски. Ты приходишь, вносишь обеспечение (до 30% стоимости контракта) и можешь потерять и контракт, и внесённое обеспечение по одностороннему решению заказчика о расторжении контракта, без возможности в административном порядке обжаловать его или защитить свои права». Остаётся только судебная защита, но на это может уйти более полутора лет, предупреждает Евраев.
Упрощению этой сложной контрактной системы поможет цифровизация, советует Счётная палата и предлагает переходить на смарт-контракты. Это позволит оптимизировать заключение и исполнение контрактов, исключить злоупотребления при приёмке и оплате, учёте неисполненных обязательств и расторжении контракта, что поспособствует эффективности использования бюджетных средств, перечисляет представитель Счетной палаты.
ФАС же предлагает изменить правила одностороннего расторжения контрактов, говорит Евраев. Сейчас даже добросовестная компания может потерять контракт и обеспечение по нему. Служба предлагает разрешить госзаказчику расторгать контракт, только если поставщик признан недобросовестным.
Шамрин предлагает уйти от зацикленности на цене, внедрять контроль квалификации в механизмы тендеров и вводить оценку конечной эффективности контракта. Также нужно создать институт предквалификации, что позволит убрать с рынка недобросовестные компании, считает Дыбова.