Законодательство
26 марта 2019, 20:03

ЕС принял директиву об авторских правах

Европарламент выступил за реформу в области авторского права на цифровом рынке. Принятая депутатами директива Directive on Copyright in the Digital Single Market призвана защитить интересы правообладателей и предусматривает выплату компенсаций за использование фрагментов чужого контента.

Согласно нововведениям, интернет-компаниям придется подписывать лицензионные соглашения с правообладателями, такими как музыканты, исполнители, авторы, издатели новостей и журналисты, чтобы использовать их интеллектуальную собственность в Сети. Они также должны будут установить дополнительные фильтры, чтобы пользователи не могли загружать материалы, защищенные авторским правом.

Кроме того, поправки предполагают выплату компенсаций сетевым изданиям в случаях, когда обрывки опубликованных ими новостей попадают в поисковик. 

Таким образом, теперь такие онлайн-платформы, как YouTube, будут нести ответственность за нарушения авторских прав, совершенные их пользователями. А c автоматических новостных агрегаторов, такие как Google News, смогут потребовать возмещение за использование фрагментов контента СМИ.

По сообщению Еврокомиссии, принятая сегодня директива поможет «соблюсти правильный баланс между интересами всех игроков рынка, возложив пропорциональные обязательства на онлайн-платформы». 

Однако ранее интернет-компании выступили против ее введения, заявив, что предлагаемые поправки могут ограничить свободу слова и приведут к дополнительным затратам на создание новых фильтров контента. В частности, в Google не исключили возможности закрытия сервиса на территории ЕС, если будет введен «налог на гиперссылки». Активисты утверждали, что изменения приведут к цензуре. 

Критики отмечают, что положения директивы могут трактоваться слишком широко, в результате под угрозой окажутся распространенные в Сети пародии, мемы и цитаты, передает CNN.

Свои опасения также высказали и в ряде стран ЕС: нововведения могут помешать инновационному развитию и подорвать конкурентоспособность блока на цифровом рынке.

Положения, вызвавшие больше всего противоречий сторон, касаются именно «налога на ссылки» и фильтров контента, подчеркнул «Право.ru» Роман Янковский, советник IP /IT практики Tomashevskaya & Partners. Причем основными противниками нововведений остаются интернет-компании. «Налог на ссылки предполагает, что новостные издания смогут требовать компенсации за показы своего контента в поисковых системах. Такая проблема обострилась, когда Google News стал показывать в выдаче не только ссылки на сайт источника, а сразу открывать фрагмент статьи. С одной стороны, это справедливо, поскольку с таких показов СМИ не получают доходов от рекламы, с другой – ограничивается право на цитирование в информационных целях», – считает эксперт. В России же пока проблема остро не стоит: в нашей стране было всего несколько подобных споров. На рядовых пользователях, по мнению Янковского, нововведения не отразятся.

Принятая директива теперь должна быть официально одобрена Советом Европейского союза в ближайшие недели. После официальной публикации у государств-членов ЕС будет 24 месяца, чтобы закрепить новые правила в своих законах.