Законодательство
7 мая 2019, 7:59

Правила льготных территорий для бизнеса унифицируют

В правительстве готовят единый подход к площадкам, ориентированным на обеспечение благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Регионы проранжируют исходя из инвестиционной привлекательности. От этой оценки будет зависеть набор инструментов, которые они могут предложить бизнесу.

Как пишет «Коммерсант», Минэкономразвития обновило законопроект «О едином механизме развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности». Документ, который теперь называется «О преференциальных режимах», отправлен на межведомственное согласование.

Речь идет об унификации правил предоставления различных льгот в рамках специальных экономических зон (СЭЗ), в которые предлагается перевести особые экономические зоны, территории опережающего развития, технопарки. Подобных площадок в России действует около 500. Послабления для их резидентов вводятся несистемно, что приводит к задвоению льгот и финансирования, указывает МЭР.

Проект оперирует понятием «преференциальный портфель». Это набор налоговых и регуляторных льгот, которые регион вправе предложить своим СЭЗ. Всего их 62, включая восемь финансовых (обнуление налогов на прибыль и на имущество, транспортного и земельного налогов, страховых взносов, НДПИ, а также ускорение амортизации и предоставление госгарантий для проектов). Среди регуляторных преференций – смягчение валютных ограничений, послабления в сфере земельных и трудовых отношений, госзакупок, санитарных правил и так далее. Больше всего льгот касаются контроля и надзора. Например, можно на три года освободить резидента от плановых проверок, увеличить сроки уведомления о контрольных мероприятиях, заменить отдельные виды контроля обязательным страхованием ответственности.

Также на СЭЗ предлагается распространить возможность редомициляции. Сейчас она доступна лишь для специальных административных районов в Калининградской области и Приморском крае.

Объем преференциального портфеля увязывается с комплексным инвестиционным показателем – оценкой инвестиционной привлекательности субъекта РФ. Чем он выше, тем больше регуляторных и меньше финансовых льгот может предоставить регион. В качестве примера приводятся три ситуации. Так, для Бурятии и Тувы будет доступно обнуление налога на прибыль на пять лет, но регуляторные рамки останутся жесткими. Липецкой, Самарской и Калужской областям позволят снизить ставку с 20 до 10% при некоторых послаблениях в регулировании. Резиденты СЭЗ в Москве и Татарстане смогут рассчитывать на самый мягкий подход, однако ставка для них не может быть ниже 18%.

С 1 января 2020 года МЭР хочет ввести запрет на создание льготных территорий. Одновременно планируется апробировать новый формат в шести пилотных регионах до конца 2022 года. Остальные субъекты РФ смогут организовывать СЭЗ с 2023 года. Существующие спецрежимы будут действовать «до истечения срока, на который они были созданы», а их резиденты смогут работать «до истечения сроков действия соглашений».