Процесс
8 мая 2019, 16:25

Кокорина и Мамаева приговорили к реальным срокам

Суд вынес приговор по делу футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева.

Нападающий «Зенита» и сборной России Александр Кокорин получил 1,5 года в колонии общего режима, полузащитник «Краснодара» Павел Мамаев – один год и пять месяцев. Такой же срок присудили футболисту любительской лиги Александру Протасовицкому. Еще одному фигуранту, младшему брату Кокорина Кириллу, назначили 1,5 года лишения свободы. С учетом времени, проведенного в СИЗО, Мамаев и Протасовицкий пробудут в колонии 6,5 месяцев, а братья Кокорины – 7,5 месяцев. Такое решение вынесли в Пресненском суде Москвы по делу об избиении и хулиганстве со стороны футболистов.

Оглашая приговор, судья Елена Абрамова отметила, что «драки футболисты инициировали, использовав незначительный повод, а их удары повлекли для потерпевших физическую боль и временную нетрудоспособность». Также в суде пришли к выводу, что спортсмены «грубо нарушили нормы общественного порядка», «выразив неуважение к обществу», а действия обвиняемых были спонтанными. Опровергнута версия следствия, которая квалифицировала преступления футболистов как совершенные организованной группой по предварительному сговору. Рассмотрев все обстоятельства, суд переквалифицировал обвинения. При этом суд учел, что все обвиняемые имеют положительные характеристики и ранее не привлекались органами к ответственности. Тем не менее суд не нашел оснований для смягчения наказания, в результате все фигуранты получили реальные сроки, передает РБК.

На заседании 6 мая обвиняемые, обращаясь к суду, попросили не лишать их свободы и дать возможность вернуться в профессиональный спорт. «Время, которое мы провели в СИЗО, стало для нас уроком на всю жизнь. Было о чем подумать», – отметил Кокорин. «Хотелось бы вас по-человечески попросить не ломать судьбы ребят, дать нам возможность вернуться в семью и вновь заниматься любимым делом», – добавил футболист (цитата по РБК). Мамаев также принес извинения потерпевшим. Фигуранты частично признали свою вину.

Ранее прокуратура попросила суд назначить Александру Кокорину и его брату наказание в виде одного года и шести месяцев колонии общего режима, а Павлу Мамаеву и Александру Протасовицкому – один год и пять месяцев заключения.

Возбуждение дела

Уголовное дело против футболистов и остальных фигурантов возбудили в октябре 2018 года после двух драк с их участием. Оба конфликта произошли в центре столицы 8 октября. В них пострадали водитель одной из телеведущих Первого канала Виталий Соловчук, директор департамента Минпромторга Денис Пак и гендиректор научного центра НАМИ Сергей Гайсин. Соловчук попал в реанимацию с черепно-мозговой травмой, кроме того, у него оказался сломан нос. Уточняется, что обвиняемые избили водителя на выходе из ночного клуба. Нападение на мужчину они совершили со словами «ты кого петухами назвал». Затем они уехали в ресторан, где вели себя «шумно и вызывающе», а затем избили сделавшего им замечание Пака и пришедшего ему на помощь Гайсина. При этом чиновник сообщил, что нападение на него было совершено «по причине национальной ненависти и вражды», а врачи диагностировали у него черепно-мозговую травму. Александр Кокорин, по версии обвинения, ударил потерпевшего Пака по голове деревянным стулом. 

10 октября полиция задержала футболистов, на следующий день Тверской районный суд Москвы отправил их в СИЗО. Изначально фигурантам вменяли ч. 2 ст. 213 УК – хулиганство, совершенное по предварительному сговору или организованной группой. Позднее Мамаеву и Протасовицкому предъявили также обвинение в умышленном причинении легкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 115 УК) и побоях (ч. 2 ст. 116 УК). Александру Кокорину вменили хулиганство и два эпизода умышленного причинения легкого вреда, его брату – два эпизода причинения легкого вреда здоровью, в том числе с предметом в качестве оружия, побои и хулиганство.

7 месяцев в СИЗО

В марте 2019 года уголовное дело против футболистов направили в суд. К рассмотрению по существу он приступил 9 апреля, сам процесс занял меньше месяца. При этом весь период следственных и процессуальных действий фигуранты оставались в СИЗО. Защита безрезультатно пыталась обжаловать арест. Кроме того, сторона Кокорина обратилась в ЕСПЧ с жалобой на вынесенную меру пресечения. По словам адвоката спортсмена Андрея Ромашова, футболист содержался в СИЗО «в условиях, угрожающих здоровью». Однако Европейский суд не стал рассматривать жалобу из-за ее неправильного оформления. Всего футболисты провели в СИЗО почти семь месяцев.

Вопрос защиты

Инцидент с участием известных спортсменов вызвал широкое общественное обсуждение, в день их задержания канал Mash сообщил, что шесть адвокатов отказались защищать футболистов, посчитав дело заранее провальным. Читатели «Право.ru» отметили, что «каждый имеет право на защиту». Такое мнение выразили большинство опрошенных пользователей портала. Стать адвокатами футболистов согласны были почти 1000 юристов. «Защитники нужны не для того, чтобы «отмазать» подзащитного, а для обеспечения законности всех процедур в ходе производства по уголовному делу», – подчеркнул один из участников опроса.