«Коммерсант»: в сгоревший SSJ100 ударила молния
По словам собеседника, спустя 15 минут после вылета из Москвы в Мурманск в носовую часть самолета попала молния, оставившая характерную отметину на корпусе. Генераторы отключились, а электроснабжение было переведено на аккумуляторные батареи (Emergency Electrical Configuration). Также перестала работать автоматика, которая помогает экипажу поддерживать нужные для полета параметры. Включился режим прямого управления полетом (Direct Mode).
Возникшая ситуация была нештатной, но не опасной для самолета и пилотов, считают опрошенные авиаэксперты. Порядок действий при режимах EEC и Direct Mode, в том числе и совместных, детально описан в методических рекомендациях для экипажей SSJ100. Летчики могли осуществить приземление в Шереметьево даже с учетом превышенной из-за полных топливных баков посадочной массы.
Однако бортовой самописец показал, что перед приземлением пилоты Денис Евдокимов и Максим Кузнецов не только опасно разогнали самолет, но и перевели его в режим пикирования. В результате тот садился с сильно завышенными приборной и вертикальной скоростями. От удара о посадочную полосу задние стойки шасси пробили топливные баки, вытекший керосин попал на раскаленные двигатели, возник пожар, в котором погиб 41 человек.
Источник говорит, что схема развития событий, приведших к трагедии, реконструирована. Теперь следствию предстоит установить, кто именно из летчиков совершил опасный маневр.
В Европейском агентстве по безопасности полетов (EASA) сообщили, что помощь российским специалистам окажет французское Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA). «EASA вовлечена в расследование как технический консультант аккредитованного представителя французского BEA, которое принимает участие в расследовании как представитель государства, разработавшего двигатель», – цитируют РИА Новости.