Правозащитники рассказали о росте давления на адвокатов
Международная правозащитная группа «Агора» опубликовала полный текст доклада о российской адвокатуре и тех вызовах, которые бросает ей современность. 36-страничный обзорный документ охватывает все насущные проблемы адвокатского сообщества. Исследование основано на открытых источниках: отчетах ФПА, материалах «Право.ru» и других изданий. Презентация доклада состоялась на прошлой неделе.
Внешние угрозы
Автор доклада, адвокат «Агоры» Александр Попков, считает: на фоне внутриполитических изменений последних лет адвокатская корпорация осталась едва ли не последним институтом, «хоть как-то позволяющим себе независимость и самостоятельность». Но работа адвоката сопряжена с возрастающим риском. В докладе приведены примеры. Например, это история корпоративного адвоката Василия Алексаняна (дело ЮКОСа) и других его коллег.
Также в последние годы постоянно растет масштаб воздействия на адвокатов со стороны правоохранительных органов. А наиболее тревожной тенденцией последних лет стало «все более бесцеремонное» отношение сотрудников правоохранительных органов к адвокатам, отмечает составитель. «Оперативники, омоновцы, конвойные, чекисты, судебные приставы выносят и выталкивают защитников из кабинетов, судебных залов и обыскиваемых офисов, а то и запросто пинают, душат и избивают», – говорится в докладе. При этом случаи, когда силовиков привлекают к ответственности за такие действия, являются скорее исключением. Вместо этого зачастую к ответственности привлекают самих адвокатов по отлаженному «на митингующих или «обычных» гражданах» механизму, пишет Попков. «Избивший кого-нибудь сотрудник, дабы избежать ответственности, сообщает о нападении на него, ведомственная поликлиника фиксирует какие-нибудь ссадины на предплечье или сколотую эмаль зуба, сослуживцы шаблонными фразами подтверждают обстоятельства», – отмечается в исследовании. Уголовное дело в таких случаях возбуждают по ст. 318 УК («Применение насилия в отношении представителя власти», до пяти лет лишения свободы).
Опасения вызывает и увеличение количества посягательств на адвокатскую тайну. Чтобы исправить ситуацию, руководство Федеральной палаты при активном участии ее на тот момент исполнительного вице-президента Андрея Сучкова подготовило пакет поправок в закон «О содержании под стражей». Изменения предусматривают право защитника обмениваться записями с подзащитным без всякой цензуры. Новеллы одобрил и Минюст.
Сохраняется и проблема незаконных вызовов адвокатов на допрос и обысков в жилых и служебных помещениях. Хотя в УПК еще два года назад приняли поправку о запрете изымать все подряд во время таких следственных действий у защитников, замечает составитель исследования. Согласно статистике Суддепа при ВС, в 2018 году суды удовлетворили 92% ходатайств о производстве обысков у адвокатов.
Остро стоит в отдельных регионах и вопрос с доступом в следственные изоляторы. Порой адвокату нужно много часов, а иногда и дней ждать возможности посетить своего подзащитного.
Повлиять на ситуацию адвокатуре удается своим активным участием в законотворческом процессе. За два последних года ФПА подготовила отзывы на 52 законопроекта. В том числе выступила резко против инициативы передать СКР полномочия на проведение судебных экспертиз.
Сразу несколько страниц исследования посвящены теме насилия над адвокатами со стороны силовиков. В качестве примера приводится случай, который произошел в Набережных Челнах. Там сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью республиканского МВД Тимур Гарифуллин и Ильгам Сафин ворвались в офис коллегии адвокатов, избили ее сотрудников, а также их клиентов.
Не оставили без внимания авторы доклада и историю с уголовным преследованием адвоката Михаила Беньяша, которого обвиняют в избиении двух полицейских на массовой акции против пенсионной реформы 9 сентября в Краснодаре. Сам защитник утверждает, что это стражи порядка побили его, когда доставляли в местное ОВД. Ранее Попков отметил, что в исследовании поверхностно освещены темы с преследованием адвокатов за получение якобы завышенных гонораров успеха из-за того, что «пока не очень понятно, к чему приведут такие дела и как с этим бороться».
Внутренние проблемы
Затронут в докладе и вопрос об участившихся случаях удаления защитников или представителей из зала суда. А говоря о дисциплинарном производстве в отношении адвокатов, автор исследования подчеркивает демократичность действующей процедуры. По его словам, нет огульных лишений статуса и поголовных дисциплинарных дел.
Вместе с тем его настораживает другая тенденция: если адвокат поссорился с президентом палаты, то у него нет шансов избежать суровой и чрезмерной ответственности. Он привел в пример дела защитников Натальи Рочевой, Виталия Буркина и Сергея Наумова (их истории подробно описаны в нашем материале «Жизнь после статуса: чем заняты бывшие адвокаты»). Автор объяснил, что серьезной проблемой является отсутствие ротации в руководстве адвокатских палат. По словам Попкова, проблема несменяемости кадров приводит к тому, что власть постепенно становится неограниченной.
И вместе с тем, несмотря на внутренние неурядицы, в ответ на внешние вызовы и угрозы адвокаты «все чаще и сплоченнее реагируют акциями профессиональной солидарности: публикуют открытые обращения, защищают попавших в беду коллег и собирают на защиту деньги», отмечает Попков. В частности, он приводит в пример дело председателя Московской коллегии адвокатов «Межрегион» Сергея Юрьева, которого обвиняют в хищении средств Росавиации (в результате завышения цены госконтракта на юридические услуги). В апреле его арестовал суд. Адвокатское сообщество предложило за освобождение Юрьева 1 млн руб. залога, а руководители Федеральной палаты адвокатов и региональных палат поручились за него.
Оценка ФПА
Президент ФПА Юрий Пилипенко отметил, что темы, затронутые в докладе, могут быть вынесены на обсуждение уже во время предстоящей всероссийской конференции, посвященной теме защиты профессиональных прав адвокатов. «Также следует отметить, что в ретроспективе мы видим определенное снижение числа случаев нарушения прав адвокатов, что не должно нас, конечно, расхолаживать. ФПА намерена акцентировать внимание региональных палат на необходимости более скрупулезного отношения к каждому такому случаю», – указал Пилипенко.
По мнению вице-президента ФПА и первого вице-президента столичной АП Генри Резника, существующие проблемы большей частью упираются не в законодательство, а в правоприменение. При этом если анализировать 15-летний период, то «ситуация с допросами и обысками заметно улучшилась», отмечает Резник в своем комментарии к докладу.
Он также сообщил, что сейчас по инициативе адвокатуры Минюстом подготовлен законопроект о внесении изменений в закон о содержании под стражей, снимающий ограничения на письменную коммуникацию адвоката с подзащитным. «Он уже прошел экспертизу в СПЧ, но тормозится процессуальными оппонентами – Генпрокуратурой, СК и МВД», – подчеркнул Резник.
Новые же вызовы, по его мнению, представляют собой попытки подвести адвокатов под статьи УК, ранее к их профессиональной деятельности не применявшиеся. Например, фальсификация доказательств, вмешательство в деятельность суда и органов предварительного расследования, мошенничество в форме завышения гонорара.