Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству одобрил инициативу дать арбитражным судам право сообщать о признаках преступлений в действиях участников процесса. Например, в случае фальсификации доказательств. Сейчас аналогичные полномочия есть у судов общей юрисдикции и закреплены в Гражданском процессуальном кодексе и Кодексе административного судопроизводства. Однако у арбитражных судов такой возможности нет. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу, суд может лишь исключить оспариваемое доказательство из материалов дела, но только с согласия представившего его лица. «Такая ситуация может способствовать различным злоупотреблениям со стороны недобросовестных участников арбитражного процесса. К примеру, фальсификации судебных доказательств, что является уголовно наказуемым деянием», – отметил глава комитета Павел Крашенинников.
В связи с этим ст. 188.1 АПК предлагается дополнить соответствующим положением. «Если при рассмотрении дела арбитражный суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников арбитражного процесса, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, то арбитражный суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия», – гласит поправка. Комитет рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении.
Инициатива вызвала ранее неоднозначную реакцию у юристов. Вячеслав Голенев из МКА Железников и партнеры отмечает, что арбитражи неохотно занимаются такими вопросами. К тому же источник поддельного доказательства не всегда очевиден, указывает Голенев. А если арбитражный суд не удовлетворил заявление о фальсификации, то, согласно логике законопроекта, он должен сообщить о заведомо ложном доносе (ст. 306 УК), обращает внимание Анастасия Шкварова из юрфирмы . Не все такие заявления являются ложными доносами, но участники процесса будут бояться их подавать, предполагает Шкварова. К тому же, замечает она, новая обязанность добавит работы и без того загруженным арбитражам.