ВККС предупреждает судей о недопустимости конфликта интересов
«Независимо от того, кем работает родственник в организации [участвующей в процессе], нужно либо разъяснять сторонам, либо заявлять самоотвод», – неоднократно обращал внимание кандидатов в судьи Николай Тимошин, председатель Высшей квалифколлегии судей.
Ранее о том же говорил Андрей Федоров, представитель президента в ВККС и глава управления президента по вопросам государственной службы и кадров. «Положение ст. 3 закона о статусе судей не исключает рассмотрения судьей дел в ситуации конфликта интересов. Важно, чтобы он проинформировал о таком возможном конфликте стороны процесса и это было отражено в соответствующем протоколе. В этом случае мы полагаем, что ситуация исчерпана», – говорил Федоров.
Конфликт интересов уже не первый год остается одним из самых значимых факторов, из-за которых судьям отказывают в рекомендации на должность («Отфильтровали: почему кандидаты в судьи не проходят президентскую комиссию»), процент отказов по этому основанию растет уже на протяжении нескольких лет как в целом по России, так и по регионам. Так, в Красноярском крае за последние пять лет 40,8% кандидатур были отклонены из-за конфликта интересов.
В ходе прошедшего в мае заседания Совета судей судья Верховного суда, председатель Совета судей Виктор Момотов обращал внимание на то, что трактовка понятия «конфликт интересов» расширилась. Он указывал, что у судей «не должно быть презумпции недобросовестности», иначе суды по надуманным основаниям будут лишаться опытных кадров.