ВККС решила, смягчать ли судьям наказание за проступки
ВККС разобралась в делах судей, просивших смягчить наказание за проступки
Сегодня в Высшей квалифколлегии судей рассматривались судейские жалобы. По двум из них ВККС решала вопрос, уместно ли применять к судьям самую строгую меру наказания – лишение полномочий.
Первую из рассмотренных жалоб подал мировой судья из Бурятии Доржи Торгобоев. Его оставили без мантии и вменяли в вину нарушения при рассмотрении уголовных дел, их несвоевременную сдачу, многочисленные задержки и проволочки в ходе рассмотрения споров. Торгобоев, назначенный судьей в 2017 году, считал, что примененное к нему взыскание – лишение полномочий судьи Тункинского районного суда Республики Бурятия – слишком строгое. Нарушения он объяснял сразу несколькими факторами. Так, он указывал, что работал в судебном присутствии без помощника, что было непросто. Отложения были связаны с неявкой сторон в процесс. Кроме того, параллельно с работой он учился в Российском университете правосудия и стажировался в ВС республики, а в это время его дела никому не передавали. Также он указал на необходимость регулярных поездок в отдаленные районы республики. Они могли занимать до 6 часов в один конец. В таких условиях организовать процесс непросто, отметил судья. Глава ККС Бурятии Оксана Холонгуева была не согласна с этими аргументами. По ее мнению, нагрузка у судьи была даже ниже, чем у других его коллег, а нарушения при рассмотрении дел очевидны. Однако ВККС решила не наказывать молодого судью строго и изменила меру взыскания на предупреждение.
Смягчения взыскания добивалась и другая судья – Татьяна Ольшевская. В марте 2019 года ей досрочно прекратили полномочия мирового судьи судебного участка № 12 Петрозаводска Республики Карелия. Кроме рассмотрения административных дел с нарушением сроков и рассмотрением за пределами сроков давности на счету судьи было четыре частных определения. Ольшевская говорила о недостатке управленческого опыта и большой нагрузке. Она признавала нарушения, но отметила, что допустила их случайно, а тяжелых последствий ни для граждан, ни для компаний они не имели. Не хватило опыта и стойкости характера при взаимодействии с аппаратом, признавала судья и, иллюстрируя произошедшее с ней, вспомнила о психологическом эксперименте на собаках, демонстрирующем понятие выученной беспомощности. «Это со мной и произошло, хотя я не снимаю с себя ответственность», – сказала Ольшевская. Она просила изменить взыскание и сказала, что готова сразу же уйти в отставку, а потом попытаться устроиться помощником судьи, учиться и повышать квалификацию. Но такого шанса ей не дали: ВККС оставила решение о прекращении полномочий судьи без изменений.