Гусинский vs Кагаловский: международные разбирательства
Бизнесмены Константин Кагаловский и Владимир Гусинский в 2008 году решили развивать на Украине кабельный и спутниковый телеканал ТVi. Они учредили компанию Iota Ventures LLP и инвестировали в нее по $12 млн. При этом 50% Iota Ventures LLP принадлежали New Media Holding Company LLC (New Media) Гусинского, остальные 50% – Iota LP Кагаловского. Контент для нового телеканала предоставляла подконтрольная Гусинскому New Media Distribution Company LLC (NMDC).
Высокий суд Лондона
В 2009 году между бизнесменами возникли разногласия. NMDC попыталась взыскать с Iota Ventures деньги за оказанные услуги, lota LP заявила о нарушении обязательств со стороны New Media и Гусинского. В ответ New Media подала в суд на Iota LP, Кагаловского, а также на подконтрольные ему Aspida Ventures Ltd и Seragill Holdings Ltd – именно им в итоге достались 99% ТVi.
NMDC настаивала: из-за действий Кагановского Iota Ventures лишилась своей доли участия в TVi. Высокий суд Лондона рассмотрел иск NMDC и признал его обоснованным, обязав Кагановского не только выплатить долг, но и проценты – всего $4,75 млн. По мнению Высокого суда Лондона, Кагаловский осуществил размытие доли Iota Ventures, чтобы скрыть активы от NMDC и ущемить ее право на компенсацию.
Кагаловский обжаловал это решение, для чего задепонировал $5,2 млн на эскроу-счете у юристов Гусинского в Лондоне. Высокий суд 7 декабря 2018 года отклонил апелляцию Кагаловского.
Международный коммерческий арбитраж
Одновременно Гусинский судился в Международном коммерческом арбитраже с люксембургским банком East West United Bank, которым владеет Владимир Евтушенков. Арбитражный процесс Гусинский проиграл, его обязали выплатить East West United Bank $9,2 млн двумя платежами: $4,75 млн и $4,4 млн. Адвокат Гусинского заявил, что преимущественная часть суммы по решению Высшего суда Лондона в деле Кагановского была специально предназначена для погашения кредита перед банком. Однако Гусинский перевел деньги Кагаловского не банку, а компании NMDC на Каймановых островах. Кагаловский узнал об этом только спустя время.
Во время судебного процесса 17 октября 2018 года Гусинский признался, что владеет более 90% акций NMDC, которые приобрел после того, как компания выиграла у Кагаловского суд в 2018 году. Однако по документам (имеются в распоряжении редакции) Гусинский еще в начале 2010 года передал 85% акций NMDC Антону Клямко (сын Андрея Клямко) и 15% акций NMDC Светлане Черномырдиной (супруга Виталия Черномырдина). Согласно выписке из реестра NMDC от 31 октября 2018 года, именно Черномырдина и Клямко являются конечными бенефициарами NMDC. При этом из имеющихся в распоряжении редакции документов следует, что NDMC в октябре 2018 года осуществляла платежи в пользу своих бенефициаров Черномырдиной и Клямко.
В начале января 2019 года Гусинский подал заявление о банкротстве NMDC. В своих показаниях он утверждал, что эта компания имеет $5,75 млн задолженности перед частными лицами, включая членов креативной команды (ранее о них ничего не было известно). Не дожидаясь решения суда о банкротстве NMDC, Гусинский перевел деньги ее партнерам и сотрудникам.
***
В итоге Гусинский по решению Международного коммерческого арбитража должен выплатить $9,2 млн East West United Bank. При этом NMDC, которой якобы владеет Гусинский (а по документам – Антон Клямко и Светлана Черномырдина), выиграла у Кагановского апелляцию Высокого суда Лондона. Полученные деньги Гусинский потратил не на оплату долга люксембургскому банку, как обещал в судах, а вывел через аффилированных лиц. По NMDC сейчас идут слушания о признании компании банкротом.