Законодательство
29 августа 2019, 10:36

Рынок подготовил кодекс саморегулирования для больших данных

Интернет-компании и операторы рассчитывают, что наличие кодекса позволит им избежать дополнительных законодательных ограничений.

Как пишет «Коммерсант», Институт развития интернета (ИРИ) и Ассоциация больших данных (АБД) при участии Медиа-коммуникационного союза подготовили проект кодекса саморегулирования для рынка big data. «Идет внутреннее согласование, текст будет доработан и представлен для экспертного и общественного обсуждения осенью», – уточняет исполнительный директор АБД Алексей Нейман.

В ассоциации отмечают, что в течение пяти лет российский рынок вырастет в 10 раз, до 300 млрд руб., что требует его «профессиональной регламентации». «Разработка единого закона на данном этапе может не оправдать ожиданий. У каждого вида данных своя специфика, которую трудно прописать языком юриспруденции», – говорит гендиректор ИРИ Сергей Петров.

По словам источника, требование для компаний в обязательном порядке проверять, разрешено ли использовать данные, станет одним из основных принципов кодекса. Согласие на их обработку может быть получено в любой форме, в том числе дистанционно. Использование big data для таргетированного маркетинга будет признано добросовестной практикой, если предложения позволяют потенциальному покупателю «обеспечить оптимальный выбор товаров» и не являются «необоснованно навязчивыми».

Глава комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин считает, что саморегулирования недостаточно: «Нужно определить, какой объем информации о пользователях бизнес может использовать и обрабатывать и каким образом эти данные должны храниться».

Подобный кодекс должен решить проблему со свободным использованием общедоступных данных. Например, из соцсетей. Собственник сайта вправе определять порядок использования ресурса, но владелец информации тоже вправе ограничивать доступ к ней, объясняет существующую коллизию эксперт из фонда «Сколково».