Процесс
12 ноября 2019, 9:59

КС разрешил изымать имущество у тех, кто знаком с коррупционерами

После дела бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко конфискация грозит любому, кто не сможет доказать законность приобретений.

Конституционный суд не нашёл противоречий с Основным законом в нормах, которые позволяют изымать в пользу государства имущество, если его приобрели на доходы, законность которых не подтверждена любыми лицами, а не только чиновниками и членами их семей, указанными в законе о контроле за расходами госслужащих. Об этом говорится в отказных определениях КС по жалобам бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко, его родных и знакомых, которые опубликованы на сайте суда. В 2017 году Никулинский райсуд Москвы изъял у заявителей имущество на 9 млрд руб., решив, что официальные заработки Захарченко и членов его семьи не позволяли покупать автомобили и недвижимость в таком количестве.

Заявители, среди которых родители Захарченко, его сестра и экс-подруги, засомневались в правомерности применения к ним норм о контроле за расходами чиновников, ведь они не обязаны подтверждать законность происхождения средств, на которые приобреталось имущество, передают «Ведомости». Генпрокуратура не смогла представить прямых доказательств того, что источником этих средств были незаконные доходы Захарченко. КС напомнил, что подобная конфискация «относится к особым правовым мерам» и направлена на эффективное противодействие коррупции и защиту конституционно значимых ценностей. Спорные нормы не противоречат КС, поскольку не предполагают принятия произвольных решений об обращении имущества в доход государства. Проверка же законности и обоснованности вынесенных в отношении заявителей решений в полномочия КС не входит.

По словам адвоката родителей Захарченко Валерии Туниковой, Конституционный суд просто написал, что коррупция – это плохо, но не дал оценки доводам заявителей. Суд также не ответил на вопрос о законности изъятия денег, хотя в 2016 году разъяснял, что по смыслу закона о контроле за расходами взыскание может быть обращено только на прямо указанное там имущество. Например, недвижимость, транспортные средства, акции. Изымать же деньги можно, только если они получены от реализации имущества, законность приобретения которого чиновник не смог доказать.

Как отметил адвокат Захарченко Александр Горбатенко, фактически КС поставил точку в этом споре, так что теперь в доход государства может быть обращено имущество любого человека, если он не докажет законность его происхождения.