В УПК дополнят список недопустимых доказательств
Документ внесли в Госдуму на прошлой неделе. В числе авторов – Павел Крашенинников, глава комитета по госстроительству и законодательству. В пояснительной записке отмечается: сейчас правоприменительная практика складывается таким образом, что в ходе предварительного следствия и в рамках доследственной проверки возникают случаи, когда специальная декларация, поданная в рамках «амнистии капитала», изымается и в дальнейшем используется в качестве доказательств, а в некоторых случаях такая декларация используется в качестве повода для возбуждения уголовных дел.
Поэтому законопроект напрямую признаёт сам факт предоставления специальной декларации недопустимым доказательством при производстве любого уголовного дела. Недопустимыми доказательствами станут и сведения, содержащиеся в таких декларациях или в документах, представленных одновременно с ними.
В 2015 году договаривались о том, что декларация будет тайной и не сможет использоваться правоохранительными органами. Тем не менее появились процессы, в которых тайна была нарушена, и, зная позицию президента и Верховного суда, мы решили, что точечные поправки следует внести – для особо одарённых правоприменителей.
Единственный, кто может нарушить тайну декларации, – сам декларант, объяснил Крашенинников. Он может сослаться на неё, и тогда она перестанет быть тайной. Если данные будут получены в результате ОРМ, то доказательством они не будут.
Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс планируется рассмотреть в рамках осенней сессии Госдумы в декабре.
Законопроект № 835592-7 «О внесении изменений в статьи 75 и 164 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в части обеспечения гарантий, предусмотренных «амнистией капитала»)».