Счетная палата назвала неактуальной статистику по лесам
Счетная палата сегодня опубликовала отчет, в котором заявила, что данные об объемах заготовки, оборота и экспорта лесоматериалов отличаются в разных регионах России. Разными данными обладают Рослесхоз и Росстат. Из-за отсутствия достоверной информации о лесных ресурсах невозможно составить эффективный план по использованию лесов. Особенно актуальна эта проблема для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где леса старше 20 лет составляют 70% всего лесного комплекса. Подходы к разработке стратегических документов развития лесных комплексов Счетная палата назвала формальными. Из-за отсутствия достоверной информации о количественном и породном составе леса его все чаще незаконно вырубают.
В своем отчете Счетная палата сфокусировалась также на причинах повреждений и гибели лесов. Основными были названы пожары и вырубка. Из 6,97 млн га 2,7 млн га сгорело. Такой ущерб ведомство связывает с отсутствием национальной системы добровольной лесной сертификации, износом лесопожарной и лесопатрульной техники: в Алтайской крае он достигает 89–95%, а в Еврейской автономной области – 100%. Поскольку отсутствует нормативная база по обеспечению лесовосстановительных работ оборудованием, техникой, лесными семенами и посадочными материалами, то качество таких работ остается очень низким. Так, в ходе проверок в Забайкальском крае обнаружилось, что объемы посадочного материала лесных растений занижают, из-за чего леса восстанавливают в недостаточном объеме. В то же время всеобъемлющую оценку ущерба провести невозможно, поскольку сейчас оценивается только экономический ущерб, нанесенный пожарами и вырубкой, а другие факторы не принимаются во внимание. При этом привлечь к ответственности за незаконную вырубку тоже не так просто: во-первых, у лесов, которые растут на землях сельхозназначения, не определен правовой статус, а привлечь нарушителей по ст. 260 и 261 УК практически невозможно. Во-вторых, многие нарушители арендуют транспорт и оборудование для нелегальной заготовки леса, поэтому собственники не знают, какую настоящую цель преследуют арендаторы. Если правоохранительные и надзорные органы обнаружат технику, используемую в преступных целях, то они не смогут ее изъять.
Среди прочих проблем лесного комплекса – несовершенство законодательства, несогласованность действий уполномоченных федеральных и региональных органов исполнительной власти. Счетная палата также пожаловалось на то, что доходы в бюджет поступают в недостаточном количестве из-за того, что лесные ресурсы плохо осваивают. Так, на 1 января 2019 года всего 24% от общей площади лесов было передано в пользование. Из 275,1 млн га 242,2 млн отдано в аренду. В отчете также говорится, что необходимо решить проблему задолженности по неналоговым доходам в отношении использования лесов. На 1 июля 2019 года составила 9,1 млрд руб. К этой дате начиная с 2016 года было списано 2,6 млрд руб. из 9,1 млрд. Еще одна проблема – плохо развитое производство по глубокой переработке древесины. На него приходится лишь 0,5% общего объема выпуска валовой продукции.
Проблему лесных комплексов начали активно поднимать летом 2019 года. Это произошло после прокатившихся по Сибири сильных пожаров. Тогда Минприроды предложило ряд мер по борьбе с лесными пожарами, в которых предложило урезать полномочия субъектов определять самостоятельно зоны контроля во время тушения. По мнению ведомства, регионы не должны тушить возгорание, если затраты на это превысят возможный ущерб от пожара.