Главы рабочей комиссии по поправкам к Конституции рассказали, как их будут принимать
Голосование – это не формальность и не статистический опрос, а юридически значимый этап в процедуре внесения поправок в Конституцию, заявил председатель комитета Госдумы по законодательству и госстроительству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников. От исхода голосования будет зависеть, вступят в силу поправки или нет. Процедура должна быть максимально четко прописана, это позволит в полной мере учесть волеизъявление граждан.
Кроме того, необходимо обязательно разъяснять гражданам смысл изменений и порядок их внесения, подчеркнул Крашенинников.
От общества поступает много вопросов, как будут приниматься изменения в основной закон. Как рассказал Крашенинников, рассмотрение будет в трех чтениях, проекты должны набрать 2/3 голосов депутатов, как оно и нужно по закону. Дальше проекты пойдут в Совет Федерации, палаты субъектов, затем опять в Совет Федерации, а затем – к президенту.
Поправки состоят из двух частей, первый блок – 22 статьи в Конституцию, второй блок – процедурный (в связи с переходным периодом), поделился Крашенинников.
«Продолжаем работать, Совет Федерации примет специальное постановление, где будет описан ход обсуждения в СФ, вопросы проведения голосования также регламентируют», – продолжил глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член попечительского совета АЮР Андрей Клишас.
О судьях и неюристах
Он разъяснил аспекты судебной реформы. В частности, число судей Конституционного суда сократят с 19 до 11. Юридическое сообщество задает вопросы, почему так. Клишас объяснил это целесообразностью. Он напомнил, что раньше дела рассматривали иначе: было две палаты по 10 и девять судей, потом ввели пленарное рассмотрение общим составом. Так что никакой интриги, вопреки сообщениям в СМИ, нет, заверил парламентарий. Он также прокомментировал инициативу наделить Совет Федерации правом смещать судей – такой порядок предложил президент. Сейчас это делает специальный судейский орган – Высшая квалифколлегия судей, но изменение никак не затронет их независимость, считает Клишас. Наоборот, процедура станет более открытой и прозрачной для общества.
Член президиума АЮР Сергей Степашин прокомментировал идею дать депутатам полномочия назначать министров. По его словам, это повысит ответственность и тех и других. В частности, депутаты уже не смогут сказать: «Мы тут ни при чем, это правительство виновато».
Что делают в рабочей группе по изменениям в Конституцию актеры, композиторы и другие «неюристы», рассказала директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, член президиума АЮР Талия Хабриева. По ее словам, они формируют запросы от общества, а задача юристов – помочь сформулировать их правильно. Этим и займется АЮР – юридической поддержкой разработки поправок, которых уже более 150.
Хабриева также рассказала о внесении поправок в преамбулу Конституции. Это важно в том числе потому, что в мире идет «война идей». А от того, как будет сформулирована преамбула, зависит доверие граждан, заявила Хабриева. Наиболее обсуждаемые правки – закрепить статус культурного наследия, заявить о недопустимости фальсификации истории, подчеркнуть значение гражданского общества.
Отдельно Хабриева коснулась вопроса соотношения международного и национального права. «Мы не покушаемся на ст. 15 Конституции, а подтверждаем ее, – заявила член рабочей комиссии. – Никто не отменяет право граждан обращаться в ЕСПЧ».
Кроме того, выступающие рассказали и о других правках. Например, закрепить понятие семьи как союза мужчины и женщины. По словам Хабриевой, это отразит традиционные ценности российского общества, которому чужды европейские идеи. Например, о легализации однополых браков.