Судьям объяснили, как им определять собственный конфликт интересов
Елена Золотарева, председатель комиссии Совета судей по этике, рассказала, что их орган за последние 10 лет принял 43 заключения по самым разным вопросам: «Практически все они размещены на сайте Совета судей». Из-за такой открытости существуют высокие требования к мотивированности подобных документов.
Вместе с тем позиции в них не являются незыблемыми, подчеркнула Золотарева. В декабре 2019 года комиссия уточнила, что судья в отставке может занимать пост зампреда комиссии по делам несовершеннолетних муниципального образования. Хотя раньше позиция по этому вопросу была иной.
По словам Золотаревой, вопросы должного поведения судьи при конфликте интересов – это тоже вопрос этики. Она отмечает, что сейчас судьям непросто разграничивать ситуации реального конфликта интересов и мнимого/кажущегося. Для этого нужны ориентиры, но их тоже нелегко установить из-за индивидуальных обстоятельств даже схожих случаев.
Один из них – стоит ли предупреждать участников дела о возможном конфликте интересов, если спор касается компании, где раньше работал судья. Одно дело – если с этим столкнулся недавно назначенный судья, который еще пару лет назад трудился в той фирме. И совсем другое, если речь идет об организации, из которой судья ушел 30 лет назад, а там за это время полностью сменился весь персонал.
Аналогичным образом будут отличаться ситуации, когда предстоит рассмотреть спор с налоговой. Первый случай – у судьи там родственница трудится уборщицей. А второй – член семьи работает в инспекции начальником отдела. Из-за таких индивидуальных особенностей мы не можем давать общие заключения, надо смотреть на все индивидуально, подчеркнула Золотарева. Если эти спорные обстоятельства могут дать даже формальный повод усомниться в беспристрастности судьи, то тот должен сообщить сторонам об этих фактах.