Коронавирус
20 марта 2020, 11:47

Названы категории дел, которые больше всего пострадают от «карантина»

Эксперты считают, что хуже всего придется банкротным делам и спорам о взыскании долгов. Мораторий на процедуры несостоятельности, который предложил премьер-министр, юристы оценивают неоднозначно.

Все экономические споры в той или иной степени для одной стороны влекут негативные последствия, а для другой – позитивные. Но основной урон будет причинен «быстрым» спорам, которые подлежат рассмотрению с вызовом сторон, утверждает партнер КА Ковалев, Тугуши и партнеры Сергей Кислов. Речь идет о разбирательствах по взысканию долгов и включению в реестр кредиторов банкрота. Партнер ЮФ Инфралекс Юлия Карпова добавляет, что «судебный карантин» негативно отразится на тех делах, где требуются экспертизы, которые нужно проводить незамедлительно из-за специфики исследования.

Пострадают те, кто рассчитывал на судебное решение в самое ближайшее время, констатирует партнер АБ Качкин и партнеры Кирилл Саськов. В частности, участники дел, которые несут репутационные риски от этих процессов. Старший юрист ФБК Право Елизавета Капустина приводит пример, что до 13 апреля не получится рассмотреть необоснованные заявления о банкротстве, чтобы прекратить их. 

Карантин негативно скажется и на большинстве банкротных дел. Владимир Ефремов, партнер Арбитраж.ру, рассказывает, что до сих пор нет никаких системных решений по тому, как ограничивать проведение собраний кредиторов. Часть из таких мероприятий может пройти без кредиторов, чьи требования не будут рассмотрены судами в период «судебного простоя».

Процедуру несостоятельности ждут и другие потрясения. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил до 1 мая приостановить подачу заявлений о банкротстве со стороны ФНС и госкорпораций. А Минэкономразвития должно до 1 апреля разработать законопроект о введении полного моратория на подачу таких бумаг. Но если заморозить банкротство компаний, которые уже отвечают признакам неплатежеспособности, то это приведет к наращиванию их долгов и дестабилизации гражданского оборота, предупреждает Ефремов.

Проблемы кредиторов 

Серьезные риски есть и для заявителей по искам о защите деловой репутации. За предстоящий «простой» сведения не только никто не опровергнет, но порочащая информация еще сильнее распространится, замечает Капустина. Сложившаяся ситуация в пользу тех, кто ожидает проигрыша в деле, объясняет партнер КА Делькредере Максим Степанчук: «Победители получат судебные акты позже, чем планировали». 

Кредиторы теряют возможность получить вовремя исполлисты по решениям о взыскании долгов.  Это позволит недобросовестным должникам предпринять меры, чтобы скрыть имущество, на которое можно обратить взыскание, говорит партнер ЮФ Инфралекс Юлия Карпова. Вместе с тем руководитель судебной практики Зарцын и партнеры Максим Шедогубов надеется, что заявления о принятии обеспечительных мер все суды отнесут к неотложным мерам и будут удовлетворять охотнее.

А Владимир Смолярж, партнер Нортия ГКС, обращает внимание на другой важный аспект. Многие арбитражные споры являются «документальными»: они не требуют участия свидетелей, специалистов и зачастую даже личного участия представителей сторон, рассуждает он. Существующая система электронной подачи процессуальных документов позволяет практически полностью обеспечить интересы участников судебных процессов, уверен юрист: «Остается надеяться, что она выдержит многократное увеличение нагрузки».