На ПМЮФ обсудили проблемы удалённой работы
В ходе Петербургского юридического форума прошла дискуссия на тему «Работа в удалённом доступе: вызовы и решения». Модератором выступила заместитель председателя правления Газпромбанка Елена Борисенко.
Первой выступила Кэролайн Фредриксон, президент Американского конституционного общества, а также автор книг по конституционному и трудовому праву.
В основном её речь касалась вопросов соотношения прав наёмных сотрудников и подрядчиков-индивидуальных предпринимателей. «Сейчас во всём мире происходит демонтаж трудовых отношений», начала своё выступление Фредриксон. Она сказала, что в то время, как во многих других странах, например, в ЕС, предоставляемые льготы не зависят от того, является ли человек наёмным сотрудником или независимым подрядчиком, в США это имеет больше значение. По её словам, в Соединённых Штатах существуют деловые стимулы для того, чтобы переводить на независимые контракты наёмных сотрудников, поскольку это помогает сбросить социальное бремя с компании-работодателя.
Фредриксон отмечает, что сейчас в США многие потеряли работу, т.к. люди не выходят из дома, и транспортные компании потеряли доход. В этой ситуации, те же таксисты, работающие по договору подряда с интернет-агрегаторами, становятся наиболее уязвимой частью населения. При этом, никакого пособия по безработице у таксистов нет, как нет и медицинского страхования. Вместе с тем, отмечает Фредриксон, конгресс сейчас разрабатывает схему помощи фрилансерам. Она привела в пример Майкрософт, который пошёл по другому пути в этом вопросе, и его подрядчики получают те же льготы, что и обычные сотрудники компании. Фредриксон считает, что США, как и всем другим государствам, необходимо идти по европейскому пути.
Следующим спикером стал Стивен Краун, вице-президент и заместитель главного юриста по правовым вопросам в Microsoft. Говоря о мерах, принятых в компании, Краун отметил, что Майкрософт очень быстро ограничила присутствие сотрудников на рабочих местах и отменил все командировки. По его словам, сотрудники кафетериев до сих пор получают зарплату, доставляя питание через курьеров. В китайских офисах компании сотрудники начинают возвращаться на работу. Там приняты дополнительные меры безопасности: измерение температуры, меры гигиены и т.д.
Краун также рассказал о том, что Майкрософт выписала ряд рекомендаций сотрудникам о том, как вести себя в условиях самоизоляции, в том числе как осуществлять коммуникацию между сотрудниками, как вести переговоры с клиентами, делать презентации и т.д.
Последним выступающим стал член правления «Сибура» Алексей Козлов. Он отметил, что опыт его компании похож на опыт Майкрософт: с марта «Сибур» прекратил все командировки, в весь сервисный персонал перевели на удалёнку. При этом, половина сотрудников компании работает на производстве, в связи с чем пришлось принять жёсткие меры. Так, в Сибуре сформировали посменные вахты, которые сменяют друг друга через каждые полмесяца. Вахты делятся на бригады, которые сменяются каждые 12 часов. При этом, ни вахты, ни смены не пересекаются. Перед началом вахты, весь персонал проверяют на наличие заболеваний.
В то же время, работники, переведённые на удалённый режим работы, стали выполнять больше работы, отмечает Козлов. По его словам, перед руководством теперь стоит задача разгрузить сотрудников. Для этого в компании ввели «часы тишины»: во второй половине вторника и пятницы начальство не имеет права звонить им или назначать им какие-либо задачи.