КС разъяснил, можно ли митинговать рядом со школами
5 июня Конституционный суд опубликовал постановление, которое было принято по жалобе жителей Самарской области Натальи Барановой, Александра Круглова и Дамира Сталина.
В ноябре 2019 мэрия Самары отказала им в проведении митинга 1 декабря на площади Куйбышева. По сведениям организаторов, планировалось не менее 1000 участников. Свой отказ городские власти аргументировали тем, что рядом с площадью (менее 150 м) расположены школа, храм и больница.
Хотя на этой же площади при поддержке городской администрации и областного правительства регулярно проходят массовые мероприятия. При этом протестные акции в центре города мэрия не согласовывает и ссылается на то, что митингующие будут мешать транспорту и другим гражданам.
Также организаторам отказали в согласовании альтернативных площадок: площади Чапаева, так как рядом расположены школа и военный объект, и сквера «Родина», поскольку там планировалось проведение другого мероприятия.
От предложенного мэрией автодрома отказались уже сами участники.
Авторы жалобы посчитали отказ властей незаконным и обратились с иском в суд. Но Октябрьский районный суд принял сторону администрации города. Это решение поддержала и судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда и отклонила при этом ссылку заявителей на правовую позицию КС, которая была высказана на похожий запрет в Коми. Областной суд посчитал, что нормы, признанные неконституционными, отличаются от примененных в их деле норм законодательства Самарской области.
В итоге в марте этого года Баранова, Круглов и Сталин подали жалобу в КС и указали, что, во-первых, власти нарушают право на свободу собраний, а во-вторых, их полномочия выходят за конституционные пределы законодательных полномочий субъектов РФ.
КС в своем постановлении отметил, что право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования является одним из фундаментальных прав гражданина. При этом местные власти не должны под любым предлогом препятствовать таким собраниям только потому, что это создает неудобства для тех, кто в митинге не участвует. А законодательные и организационные меры не должны приводить к чрезмерному государственному вмешательству, отметили судьи КС.
Любые собрания регулируются федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которому публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных местах, если это не создает какой-либо угрозы участникам. Закон также устанавливает места, в которых массовые мероприятия запрещены: опасные производственные объекты, нефте- и газопроводы, железная дорога, высоковольтные линии, здания судов, исправительных учреждений, территория, прилегающая к резиденциям президента, Кремль, Красная площадь, Александровский сад и др.
Отмечается, что при этом власти регионов наделены «обширной компетенцией» по регламентации мест проведения публичных мероприятий на своей территории. В частности, они могут самостоятельно определять «запретные» места для таких мероприятий. В КС подчеркнули, что запрет должен быть продиктован объективными причинами, учитывающими целый комплекс факторов (производственных, инфраструктурных, экологических, транспортных, санитарных и т. п.).
Кроме того, полномочия регионов при законодательном регулировании не должны вторгаться в предметы федерального ведения и снижать уровень основных гарантий граждан, указали судьи.
В итоге КС постановил признать ст. 3 закона Самарской области о митингах неконституционной, так как установленный запрет на подобные мероприятия в местах, расположенных ближе 150 м от школ, больниц и т. д., выходит за пределы законодательных полномочий региональных властей.
Кроме того, Самарской губернской думе нужно будет внести соответствующие поправки в этот закон. А решения, которые суды ранее приняли по делу Барановой, Круглова и Сталина, подлежат пересмотру с учетом позиции Конституционного суда.