В Госдуме предложили лишать свободы за незаконную коллекторскую деятельность
В думском комитете по безопасности и противодействию коррупции подготовили поправки об уголовном наказании за незаконную коллекторскую деятельность, связанную с применением насилия и угроз, причинением вреда гражданам и их имуществу.
Авторы законопроекта предложили дополнить Уголовный кодекс ст. 172.4. Нарушителям будет грозить до пяти лет лишения свободы. Если те же действия совершит организованная группа – до 12 лет колонии.
Председатель комитета Василий Пискарев объяснил необходимость поправок: от граждан поступает «огромное» количество жалоб на «выбивание» долгов коллекторами. Рост числа таких обращений доказывает, что «существующие меры ответственности неэффективны». Ранее на встрече с главой ФССП Дмитрием Аристовым президент Владимир Путин поручил урегулировать этот вопрос, напомнил парламентарий.
Центробанк уже поддержал инициативу комитета. Теперь свои отзывы должны предоставить Верховный суд и правительство, потом законопроект внесут в нижнюю палату парламента, уточнил Пискарев.
Оценка юристов
По мнению ведущего юриста правового бюро Олевинский, Буюкян и партнёры Артёма Кадникова, предлагаемые поправки станут продолжением «правовой эволюции рынка коллекторских услуг, начавшейся в 2016 году, когда приняли так называемый закон о коллекторах».
Эксперт напомнил: сегодня юридические лица, основной вид деятельности которых – возврат просроченной задолженности, должны быть включены в соответствующий государственный реестр. Их работа строго регламентируется законом о коллекторах, а в случае нарушений ведёт к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП («Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»).
Если говорить о действующих нормах Уголовного кодекса, которые применяют при незаконной коллекторской деятельности, то чаще всего речь идёт о следующих статьях УК: 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»), 139 («Нарушение неприкосновенности жилища»), 163 («Вымогательство»), 213 («Хулиганство»).
Отдельная статья в УК безусловно станет положительным моментом, так как, с одной стороны, остудит горячие головы, а с другой – внесет правовую определенность в вопрос о квалификации такого рода деяний.
Дмитрий Жданухин, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам разрешения долговых споров, генеральный директор Центра развития коллекторства, считает иначе.
«Мне кажется, что эта инициатива, как и ранее подготовленные законопроекты о запрете коллекторской деятельности в России, носит популистский характер. Ее появление обусловлено недавними словами президента, но сказал он их на встрече с руководителем ФССП – ведомства, которое контролирует деятельность коллекторских агентств, а не борется с ней. Если бы руководитель государства ставил задачу искоренения коллекторства, то адресатами его сообщений были бы МВД и ФСБ, а не ФССП», – сообщил «Право.ru» эксперт.
Жданухин обратил внимание на то, что причинение вреда здоровью и имуществу граждан либо соответствующие угрозы уже наказываются различными статьями УК. И если необходимость ужесточения наказания действительно есть, то можно внести поправки в существующие статьи.
По мнению эксперта, результатом реализации инициативы могут стать убытки кредиторов и снижение платёжной дисциплины должников.