Госдума одобрила создание архивов нотариальных документов
Действующее законодательство в настоящее время никак не регулирует порядок хранения и использования нотариальных документов. Фактически они хранятся у нотариусов, при этом нахождение архивных документов в органах местного самоуправления зависит от конкретной практики, складывающейся в каждом регионе.
В частности, законопроект предлагает сформировать нотариальные архивы документов при региональных нотариальных палатах. В случае с документами, нотариальные действия с которыми производили руководители местных администраций, представители местного самоуправления или сотрудники консульских учреждений, они будут передаваться на хранение в архивы органов местного самоуправления и МИД, следует из пояснительной записки.
Кроме того, вводится обязанность нотариусов хранить, комплектовать и вести учет нотариальных документов. За несоблюдение этих требований будет предусмотрена ответственность.
Наряду с этим регламентируется и порядок выдачи копий нотариальных документов из архива и архивных справок, в том числе размер платы. Определяется, что плата за услуги правового и технического характера взиматься не будет.
Ведение архива будет осуществляться за счет части членских взносов в региональные нотариальные палаты.
По мнению законодателей, централизованное хранение документов в нотариальной палате региона облегчит поиск и восстановление утраченных документов, снизит вероятность утраты архивов, а также снизит нагрузку на суды из-за сокращения количества дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В случае принятия закон вступит в силу через 180 дней с момента официального опубликования, после чего нотариальные палаты будут обязаны принять на хранение бумаги бывших нотариусов, ранее не передавших свои архивы.
Законопроект № 952003-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования нотариальных архивов (о порядке хранения и использования нотариальных документов)».