Власти ужесточат контроль над коллекторами
Известия ознакомились с законопроектом, который должен внести поправки к закону о защите прав и интересов должников при возврате просрочки. Он вступит в силу уже в октябре.
В документе, в частности, говорится, что регулирование деятельности взыскателей будет распространяться теперь не только на коллекторские агентства, но и на микрофинансовые организации (МФО), а также банки. В случае принятия законопроекта, деятельность и тех, и других будет регулировать уполномоченный орган Федеральной службы судебных приставов. Более того, чтобы контактировать с должниками и банки, и МФО должны будут обзавестись специальным оборудованием и программным обеспечением. Им придётся записывать все разговоры, а аудиозаписи хранить два года.
Кроме того, документ вводит новый термин — «автоматизированный интеллектуальный агент (робот-коллектор)», а также даёт определения понятиям «телефонные переговоры» и «голосовое сообщение». За действия же такого робота будет отвечать сам взыскатель, который его использует.
Законопроект также вводит «лимит взаимодействия» — взыскатели не смогут контактировать с должником чаще определённого количества раз. И в случае нарушения, судебные приставы могут запретить организации использовать какие-либо виды такого взаимодействие. Запрет, при этом, будет действовать не дольше 60 дней.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций предложило внедрить портал Госуслуг для работы с просроченной задолженностью. Но бизнес смог убедить рабочую группу, что такие нововведения начнут действовать позже, чем другие нормы — не с марта, а с сентября следующего года.
Так, проект предусматривает, что для идентификации должника будут использовать Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Кроме того, появится возможность через этот портал или по электронной почте уведомлять гражданина о том, что его долги передали третьему лицу. Пока что такое уведомление разрешено только через заказное письмо. И делать это взыскателю придётся быстрее — не в течение 30 дней, как сейчас, а 15.
Госуслуги можно будет использовать и при обязательном досудебном порядке возврата. Такую процедуру тоже вводит законопроект. Теперь в суд можно будет подавать иск только тогда, когда должник отказался исполнять требования, или если он не отвечает в течение 30 дней. Требование можно вручать лично, направлять заказным письмом по адресу как постоянной, так и временной регистрации, а также отправлять по e-mail, либо через Госуслуги.
Отказаться от взаимодействия со взыскателем тоже теперь должно стать легче. Заявление можно будет направить с адреса электронной почты, в то время как сейчас это можно сделать лишь через нотариуса или заказным письмом. Со следующего рабочего дня взыскатель должен будет прекратить контактировать с должником.
Ещё одно нововведение: согласие должника передавать персональные данные и данные по сумме просрочки третьим лицам можно будет получить при заключении договора, а отозвать — по электронной почте. При этом, сообщать конфиденциальную информацию нельзя будет ни по месту работы, ни по месту учёбы. Третье лицо, которое сделает это, должно будет возместить убытки и моральный вред.
Поправки также определяют порядок подачи жалобы в уполномоченный орган. Сначала заявителя идентифицируют (как лично, так и через ЕСИА), затем направляют запрос взыскателю, а тот уже должен ответить по суммам и пояснить порядок своих действий. В случае разногласий, приставы смогут запросить у телефонного оператора или интернет провайдера информацию о том, сколько раз организация взаимодействовала с должником по телефону, интернету или СМС. Уполномоченный орган также сможет с согласия должника уточнить объём задолженности в бюро кредитных историй.
При этом, не будет считаться нарушением, если взыскатель предупредит должника о законных последствиях при неисполнении обязательств.
И главное — если закон предусматривает льготный период, особенно связанный с пандемией, то в течение этого периода лично контактировать с заёмщиком нельзя.