Путина попросили смягчить новые законопроекты об иноагентах
Представители Общественной палаты, Совета по правам человека при президенте (СПЧ) и некоммерческих организаций (НКО) попросили президента Владимира Путина отложить принятие законопроектов об иностранных агентах, передаёт «Коммерсант».
Обсуждение новых предложений, внесённых в Госдуму, прошло 15 декабря – через пять дней после того, как члены СПЧ встретились с главой государства и трижды подняли этот вопрос. Путин пообещал учесть опасения правозащитников. После этого было принято решение все предложения пакетом передать в профильный комитет нижней палаты парламента.
Законопроекты расширяют круг лиц, относящихся к иноагентам, и запрещают последним финансировать публичные мероприятия. Теперь этот статус могут получить организации без образования юрлица и физлица, которые занимаются политикой и получают деньги из-за границы. Кроме того, на рассмотрении находятся проекты, которые вносят поправки в избирательное законодательство. Документами предложено ввести термины «кандидат-иноагент» и «кандидат, аффилированный с иноагентом». Физлица, которые не подали заявку на включение их в специальный реестр иностранных агентов, равно как и СМИ, которые пишут о таких лицах и не помечают их статус, будут оштрафованы.
При этом секретарь Общественной палаты Лидия Михеева считает, что понятие «политическая деятельность», за которую НКО с иностранным финансированием могут определить в иноагенты, слишком широкое в законопроектах. Такой статус могут дать даже людям, которые политикой вообще не занимаются. Например, это могут быть граждане, занимающиеся культурой и наукой.
«Если профессор выступит на симпозиуме за границей или на какой-то конференции, где будут выступать представители властей иностранных государств, было бы странно считать его иноагентом. Это часть цивилизационного процесса», – поясняет Михеева.
Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова предлагает оградить новое регулирование от социальной сферы, здравоохранения и спорта. «Сегодня развитие медицины трудно представить без международного сообщества, в том числе связанного и с финансированием», – пояснила омбудсмен.
Член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова добавила, что под ограничения могут подпасть даже те некоммерческие организации, которые помогают старикам, а член СПЧ Наталья Евдокимова говорит, что под угрозой могут оказаться и те, кто занимается экологией или ВИЧ. Кроме того, закон могут распространить на адвокатов и юрфирмы, которые защищают иностранцев, то есть они получают от них деньги, переживает Евдокимова. Тополева-Солдунова предложила отложить принятие этих законопроектов и доработать их, чтобы дать более конкретное определение понятию «политическая деятельность».
При этом Евдокимова боится, что к опасениям правозащитников так и не прислушаются. «Минюст смотрит только на то, чтобы было иностранное финансирование, а деятельность его не интересует, – говорит член СПЧ. – Президент сказал «разберитесь», но за декабрь, боюсь, это все будет принято без правозащитных организаций». Она призвала депутатов повременить с принятием документов и вместе разобраться с проблемными моментами.
Учредитель фонда «Вера» Нюта Федермессер сказала, что «фонда президентских грантов не хватит, чтобы закрыть все потребности НКО». По её словам, у некоммерческих организаций зачастую нет выбора, они не могут отказаться от иностранных денег. Чтобы решить эту дилемму, она предложила присваивать статус иноагента исключительно по решению суда. Остальные участники мероприятия тоже согласились с этим.
Сами же авторы законодательной инициативы не согласились с заявлениями правозащитников, но сказали, что готовы к диалогу. При этом они добавили, что не будут говорить с иностранными организациями.
Глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарёв пояснил: лишь 192 из 210 600 отечественных некоммерческих организаций пока признали иноагентами. Это 0,09%. При этом он заверил, что НКО социальной направленности находятся «за пределами данных законопроектов». Сами же поправки разработали на основе опыта других стран.
«Сейчас на деятельность НКО-иноагентов тратится официально около 1 млрд руб. Это поступления в основном от Англии, США, Германии, Бельгии и Норвегии. Какие цели они преследуют? – говорит Пискарёв. – По данным Минюста, это проведение несогласованных акций, подготовка к избирательным кампаниям и всякого рода мониторинги. По нашим данным, на деятельность иноагентов поступает гораздо больше средств, которые распределяются через организации без юрлица или через физлиц, – десятки миллиардов рублей. И нам непонятно, на что реально они тратятся. Мы пытаемся устранить этот пробел». По его словам, инициативы депутатов направлены на установление стран, финансирующих работу НКО, и целей, которые они преследуют.
Глава временной комиссии Совета Федерации по защите суверенитета Андрей Климов добавил, что членам парламента поступают не только просьбы смягчить, но и ужесточить закон, а над поправками депутаты с сенаторами работали в течение двух лет. Климов пообещал, что «охоту на ведьм» законопроект не предусматривает. При этом он допустил, что при принятии итоговых документов законодатели учтут пожелания общественников. В том же духе высказался и Пискарёв, пояснив, что для депутатов важна реакция общества. При этом он добавил, что в Госдуму не поступали жалобы от НКО-иноагентов. Депутат не слышал, что такие жалобы вообще были.