Комитет Госдумы по транспорту и строительству рекомендовал нижней палате парламента отклонить законопроект о регулировании таксомоторной деятельности, передаёт ТАСС со ссылкой на сообщение главы комитета Евгения Москвичёва.
Законопроект внесла группа депутатов нижней палаты парламента ещё в июне 2018 года, а через примерно полгода — в декабре — его одобрили в первом чтении. В пояснительной записке авторы указали, что существующее регулирование рынка легкового такси нуждается в изменениях из-за социальных и технических перемен. Речь идёт о появлении агрегаторов, работающих на IT-платформе. Это привело к снижению контроля за работой водителя, нарушению норм транспортного законодательства, указали авторы документы.
В пояснительной записке указывается, что многие субъекты рынка не учтены и не идентифицированы при оказании транспортных услуг, их права и обязанности не установлены, их ответственность перед пассажиром не ясна. Этим пользуются недобросовестные перевозчики, считают депутаты.
Авторы также указали, что иностранные компании получают информацию о персональных данных и передвижении российских граждан, хранят и обрабатывают эту информацию за рубежом. Это — противоречит интересам потребителей, полагают законодатели.
Кроме того, регионы не могут полноценно осуществлять госконтроль, и в итоге появляются местные законы, которые противоречат как Конституции страны, так и федеральному законодательству. Ещё один результат этого — уход в тень многих перевозчиков.
Законопроект, в свою очередь, должен определить компетенцию органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, устанавливает порядок организации деятельности уполномоченных органов и т.д. Это должно создать прозрачную систему организации транспортного обслуживания со стороны легкового такси, уверены авторы инициативы.
Так, в предлагаемый федеральный закон предлагают добавить ряд требований для водителей, юрлиц и ИП, которые занимаются перевозкой на легковых такси. На такие машины должна быть нанесена шахматная раскраска, на крыше — стоять опознавательный фонарь оранжевого цвета, а также устанавливать таксометры.
Последний пункт вызвал протесты со стороны агрегаторов. Они заявили, что готовы выплачивать до 2 млн руб. за ДТП. Но установка таксометров обойдётся им в 100 млрд руб. Вместо этого они предложили разрешить использовать вместо таксометров приложения, где работает аналогичная система.
Законопроект также определяет круг полномочий субъектов РФ. Они будут разрабатывать и осуществлять госпрограммы повышения качества транспортного обслуживания, выдавать и аннулировать разрешения на перевозки, вести региональные реестры легкового такси, регулировать парковки, предъявлять дополнительные требования к фрахтовщикам, водителям, машинам, а также устанавливать тарифы. Последний пункт тоже вызвал недовольство: компании заявили, что это «противоречит принципам конкурентного рынка».