В России появится онлайн-сервис для урегулирования потребительских споров
Кабмин внес в Госдуму законопроект с поправками в ФЗ «О защите прав потребителей» и ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника», которые предусматривают создание альтернативного онлайн-урегулирования споров (ОУС).
Документ был разработан по поручению Владимира Путина в рамках формирования системы досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей и развития института независимой экспертизы качества товаров и услуг.
«Необходимость создания системы механизмов ОУС вызвана, главным образом, возрастающим числом жалоб потребителей, связанных с онлайн-покупками и оказанием онлайн-услуг, необходимостью сократить издержки потребителей и государства на ведение судебной защиты нарушенных прав потребителей, издержки бизнеса на администрирование обработки и хранения претензий потребителей в бумажной форме», – говорится в пояснительной записке.
Законопроект устанавливает, что в качестве участников ОУС выступают потребители и адресаты их требований, нейтральные лица – специалисты, эксперты, медиаторы. При этом круг потребительских споров, которые могут быть урегулированы с использованием процедур ОУС, не ограничен. Обязательное участие в онлайн-урегулировании будет только в случае, если это установлено договором с потребителем и если он согласен с условиями договора.
В результате урегулирования стороны могут договориться, например, об устранении недостатков товара, его возврате, возмещении стоимости или предоставлении скидки на будущие покупки.
Регулироваться досудебные споры, согласно законопроекту, будут через портал «Госуслуги».
В случае принятия закон вступит в силу через 270 дней после официального опубликования.
Законопроект№ 1138398-7 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров