В Госдуму внесли законопроект, который призван сделать меру ответственности за нарушение авторских прав более пропорциональной серьезности нарушений. Документ призван реализовать указания Конституционного суда, который признал, что невозможность снизить размер компенсации по «интеллектуалке» при одновременном нарушении нескольких авторских прав противоречит Основному закону. В таких случаях компенсация может многократно превышать сумму ущерба для правообладателя.
В пояснительной записке авторы законопроекта указывают, что сейчас организации по управлению правами на коллективной основе (ОКУП), которые призваны защищать интересы правообладателей, которые не могут сами на постоянной основе следить за использованием их интеллектуальной собственности, на деле заинтересованы в сборе максимального объема компенсаций. При этом они могут требовать компенсацию даже в пользу правообладателей, которые не заключали с ними договоры. ОКУП проводят настоящие рейды, чтобы выявить нарушения авторских прав, но даже не пытаются заключить с нарушителем лицензионное соглашение, а сразу обращаются в суд.
При этом в случае нарушения прав на несколько произведений сразу компенсация может быть очень большой, а суд не вправе ее снизить, даже если обстоятельства дела говорят о несерьезности нарушений. КС ранее указал, что санкции в этом отношении нужно сделать пропорциональными опасности нарушения.
С этой целью документ предлагает исключить из ГК норму, по которой компенсация за нарушение прав на несколько результатов интеллектуальной деятельности сразу не может составлять менее 50% от суммы минимальных компенсаций за каждое из нарушений. Это позволит судам устанавливать компенсацию с учетом последствий и характера нарушений.
Публичное исполнение или демонстрацию произведения не для неопределенного круга лиц в личных целях законопроект предлагает исключить из случаев публичного исполнения. При выявлении неавторизованного использования объекта интеллектуальных прав нарушителю нужно будет направить предупреждение с требованием это прекратить. Это позволит урегулировать отношения с правообладателем во внесудебном порядке.
Законопроект уточняет механизм исчерпания исключительного права на товарный знак. Лицо, которое впервые вводит в оборот на территории России товар с использованием защищенного товарного знака, должно будет нанести на него маркировку о том, что это сделано с согласия правообладателя (или им самим). При наличии такой маркировки последующие реализации товара не будут считаться незаконными, а продавцы не будут обязаны выяснять законность использования товарного знака.
Кроме того, авторы законопроекта предлагают на День Победы и другие государственные праздники разрешить исполнение произведений без согласования с правообладателем.