Минюст опубликовал сравнение законов об иноагентах в разных странах
Министерство юстиции разместило на своем сайте материалы сравнительного анализа законодательства об иноагентах в зарубежных странах. Его подготовили сотрудники Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) для VIII Московского юридического форума.
Эксперты МГЮА сравнили регулирование деятельности иностранных агентов в России и в Израиле, Венгрии, Австралии и Соединенных Штатах. Они пришли к выводу, что во всех этих странах цель такого регулирования – не допустить скрытого, неправового иностранного вмешательства во внутренние дела государства и обеспечить прозрачность такого влияния на принятие государственных решений.
При этом законодательные меры не ограничивают прав лиц, признанных иностранными агентами, хотя и могут налагать на них дополнительные обязанности. Кроме того, в большинстве стран зарубежное финансирование ограничено или запрещено для людей, которые непосредственно участвуют в политической борьбе.
В США деятельность иностранных агентов регулируется жестко, считают эксперты МГЮА. Они не только обязаны регистрироваться, но и предоставлять Минюсту страны значительный объем информации на регулярной основе. Кроме того, любые материалы должны быть промаркированы как распространяемые агентом в интересах иностранного принципала. Уклонение от регистрации или непредставление отчетности влечет серьезную ответственность – вплоть до тюремного заключения на срок до пяти лет и депортации из страны. При этом американское законодательство довольно широко толкует политическую деятельность, поэтому меры регулирования распространяются, в частности, на лиц, которые занимаются лоббизмом, распределением финансов и информационно-консультативной деятельностью. Иностранным принципалом может быть признано и лицо, основным местом ведения бизнеса которого выступает другое государство, даже если оно не связано с иностранным правительством.
В Венгрии и Австралии также придерживаются жесткой модели регулирования, во многом сходной с принятой в США. В частности, австралийское законодательство относит к политической деятельности иноагентов посты и общение в соцсетях и даже музыкальный стриминг в Spotify. Деятельность иноагента без регистрации в Австралии грозит лишением свободы на срок до пяти лет. В Венгрии наказание ограничивается штрафом.
Израильское законодательство об иноагентах более мягкое – так, их регистрация в Израиле носит добровольный, а не общеобязательный характер, а финансовую отчетность достаточно публиковать на собственном сайте иноагента. Прямых санкций за невыполнение этих требований законом не предусмотрено. Критерии связи с иностранным государством также довольно узкие: принадлежность к иностранным органам власти или подконтрольность им не менее 50% средств контроля над юрлицом, иностранная регистрация либо получение из-за рубежа большей части финансирования.
Жесткое регулирование более эффективно и обеспечивает реальную прозрачность зарубежного влияния, считают в МГЮА на основании сравнительного анализа. При мягком подходе многие лица с функциями иноагентов уклоняются от регистрации.
Российская модель регулирования демонстрирует сбалансированный подход, считают эксперты. Требования к отчетности и санкции за нарушение этих требований в России мягче, чем в Австралии и США, но учет иноагентов и выполняющих их функции лиц проходит в обязательном порядке.
Ранее замминистра юстиции Олег Свириденко заявил, что размещение этих докладов в общем доступе для всех заинтересованных граждан позволит опровергнуть нападки на российское законодательство об иноагентах. На основе объективных данных граждане смогут сами оценить смысл таких мер.