ЦБ отозвал иск к части топ-менеджеров о взыскании убытков, связанных с санацией АТБ
Решением Арбитражного суда Амурской области в части исковых требований ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» о взыскании убытков с топ-менеджеров банка в сумме 13,5 млрд руб. отказано, а в другой части дело прекращено в связи с отзывом иска. Ответчиками по иску являлись зампредседателя правления Игорь Абазов, Игорь Зильберблюм, Александр Непомнящий, Михаил Павлов, Татьяна Чеконова, Вячеслав Андрюшкин, Андрей Чавтур, Андрей Фролов, бывшие предправления Сергей Тырцев, Андрей Вдовин, Андрей Новиков, и.о. предправления Дмитрий Макаров, руководитель московского филиала Татьяна Шаблыко.
Основанием для прекращения дела послужил отзыв иска Банка России, проводившего санацию АТБ, к части топ-менеджеров банка, чьи интересы, в частности, представляла компания Crowe CRS Legal.
Александр Шугаев, руководитель судебной практики Crowe CRS Legal, защищавший интересы одного из ответчиков, считает, что в правоприменительной практике данное судебное решение является своего рода положительной тенденцией и указывает, что позиция ЦБ РФ о презумпции вины ответчиков и, соответственно, необходимости доказывания ими своей невиновности не представляется обоснованной.
Дело банка АТБ – третье по счету в стране, в первых двух банках – «Открытие» и «Минбанк» – ЦБ РФ все же взыскал с менеджмента убытки в полном объеме.
Александр Шугаев отметил, что Банк России взыскивал убытки на основании специальной нормы права, закрепленной в п. 5 ст. 189.23 закона о несостоятельности (банкротстве), что, по мнению ЦБ РФ, исключает применение к правоотношениям сторон общих принципов доказывания вины, предусмотренных ст. 15 и ст. 53.1 ГК РФ, а также общих норм закона о несостоятельности (банкротстве), касающихся взыскания убытков. «При этом расчет убытков по п. 5 ст. 189.23 закона о банкротстве предусмотрен абз. 2 вышеназванной статьи закона и производится по формуле: размер вложений регулятора в уставный капитал АТБ х 20 лет х на ставку рефинансирования», – пояснил он.
Позиция юристов Crowe CRS Legal была направлена на комплексное опровержение доводов ЦБ, в частности, о наличии в ст. 189.23 презумпции вины. Также юристы Crowe CRS Legal высказывали позицию о необходимости доказывания убытков именно истцом, то есть по общим правилам ст. 15 ГК РФ. Согласно этой норме, предполагается необходимым доказывание факта несения истцом убытков и их размера, наличия противоправных действий или бездействий ответчика и причинной связи между убытками и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, которые, в частности, привели к необходимости санации.
Кроме того, период правления банком, в рамках которого ЦБ РФ обозначил виновный менеджмент, был неопределенным: фактически исковые требования регулятора распространялись на всех лиц, которые когда-либо занимались управлением банком. Заявленные доводы юристов Crowe CRS Legal послужили основанием для отзыва иска ЦБ РФ и отказа от требований в отношении их клиента, а также для отказа судом в удовлетворении требований ЦБ РФ в целом в отношении всего менеджмента.
Обеспечительные меры, принятые в отношении Андрюшкина, Вдовина, Макарова, Чавтура, Чеконовой, ООО «ППФИН Регион» в виде ареста имущества, денежных средств, находящихся на расчетных счетах в банках, будут отменены после вступления решения в законную силу.