Законодательство
26 мая 2021, 13:28

Потребительские споры будут решать онлайн

Создание альтернативного механизма досудебного урегулирования потребительских споров связано с возрастающим числом жалоб на интернет-магазины, считают в правительстве.

В России создадут альтернативные онлайн-механизмы по досудебному урегулированию споров (ОУС). Такой законопроект с поправками в ФЗ «О защите прав потребителей» и ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» Госдума приняла 26 мая в первом чтении. Автором законодательной инициативы выступило правительство.

Документ был разработан по поручению Владимира Путина в рамках формирования системы досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей и развития института независимой экспертизы качества товаров и услуг.

«Необходимость создания системы механизмов ОУС вызвана, главным образом, возрастающим числом жалоб потребителей, связанных с онлайн-покупками и оказанием онлайн-услуг, необходимостью сократить издержки потребителей и государства на ведение судебной защиты нарушенных прав потребителей, издержки бизнеса на администрирование обработки и хранения претензий потребителей в бумажной форме», – говорится в пояснительной записке.

Законопроект устанавливает, что в качестве участников ОУС выступают потребители и адресаты их требований, нейтральные лица – специалисты, эксперты, медиаторы. При этом круг потребительских споров, которые могут быть урегулированы с использованием процедур ОУС, не ограничен. Обязательное участие в онлайн-урегулировании будет только в случае, если это установлено договором с потребителем и если он согласен с условиями договора.

В результате урегулирования стороны могут договориться, например, об устранении недостатков товара, его возврате, возмещении стоимости или предоставлении скидки на будущие покупки.

Регулироваться досудебные споры, согласно законопроекту, будут через портал «Госуслуги».

В случае принятия закон вступит в силу через 270 дней после официального опубликования.

Замминистра юстиции Андрей Логинов отметил, что поводом для внесения законодательной инициативы стали многочисленные жалобы потребителей. Сейчас у них нет возможности урегулировать споры в досудебном порядке с продавцом или изготовителем некачественных товаров в формате онлайн. Он указал на беспрецедентный рост количества претензий и споров в связи с получением услуг или товаров в формате онлайн. Законодательная новелла в первую очередь направлена на урегулирование таких споров.

Логинов отметил, что активные пользователи онлайн-услуг более доверяют интернету, чем традиционным процедурам. Поэтому важно предложить им понятный и законный метод разрешения конфликтов в том же формате.

Депутат Владимир Гутенев счел, что в нынешней версии законопроект включает излишние ограничения. Речь идет, например, о запрете на проведение процедуры урегулирования в другом формате, если потребитель уже начал ее в формате онлайн, а также требовании использовать квалифицированную электронную подпись, которой у большинства граждан нет. А распределение расходов на процедуру онлайн-медиации в документе не прописано. Профильный комитет полагает, что эти недостатки можно устранить ко второму чтению.

Законопроект№ 1138398-7 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров