От гангстеров до хакеров: семь операций, которыми гордится ФБР
Дело Аль Капоне
Во времена расцвета чикагской преступной группировки Альфонсе Капоне, более известного как Аль Капоне – это вторая половина 1920-х – начало 1930-х – у ФБР не было таких обширных полномочий, как сейчас. Например, Бюро не могло расследовать гангстерские войны в Чикаго, так как технически это было юрисдикцией полиции города и штата. А их мафиози подкупали. Поэтому ФБР приходилось подбираться к главарю группировки «окольными путями».
Так, в марте 1929 года Аль Капоне не явился в суд, сославшись на бронхит. Тогда ФБР получило массу доказательств того, что Капоне был здоров, и его арестовали в первый раз, совсем ненадолго, за неуважение к суду. 17 мая 1929 бандита поймали в Филадельфии за незаконное ношение оружия, он получил год и вышел через девять месяцев за хорошее поведение. 28 февраля 1931-го Аль Капоне опять попал на полгода в тюрьму за неуважение к суду.
Пока мафиози изматывали мелкими обвинениями, Минфин подготовил дело об уклонении от налогов против ключевых фигур чикагской ОПГ. 24 ноября Капоне приговорили к 11 годам. К этому времени он сильно испортил здоровье венерическими болезнями и наркотиками. В заключении совсем превратился в развалину, и после УДО через 7 лет поселился в поместье в Майами с полуразложившимся мозгом. Врачи говорят, что до смерти в 1947 году он жил идиотом, не способным руководить никакой группировкой.
Бонни и Клайд
Клайд Чемпион Бэрроу и Бонни Паркер познакомились в 1930-м и полюбили друг друга. Бонни не смутило, что у нее был муж, который сидел за убийство. А вскоре и Бэрроу попал в тюрьму за кражу со взломом. Он бежал оттуда с пистолетом, который ему переправила возлюбленная. В 1932 году Бонни и Клайд начали «турне» по стране, грабя банки и убивая полицейских. Они ездили не одни, у них было до трех сообщников в разное время.
В 1934-м парочка освободила одного из первых подельников, Рэймонда Хамильтона, которого посадили на 200 лет. Тогда ФБР смогло вмешаться в дело. Полномочия, опять же, позволили схватить банду не за грабежи в регионах, а за угон – общефедеральное дело. Агенты установили местонахождение Бонни и Клайда, перекрыли им пути и расстреляли в мае 1934-го, когда парочка пыталась скрыться.
Кража бриллианта Круппа
Это было кольцо, стоившее в 1959-м целое состояние – $275 000: 33-каратный бриллиант в центре, два камня багетной огранки по бокам. Кольцо принадлежало Вере Крупп, бывшей жене знаменитого немецкого миллиардера-промышленника Альфреда Круппа. 10 апреля 1959 года на ранчо Веры Крупп недалеко от Лас-Вегаса шли работы. Был обед, за которым хозяйка сидела со своим прорабом, и никому не показалось странным, что какие-то люди предлагают забетонировать дорожки. Они ворвались в дом, сорвали с руки хозяйки кольцо, связали жертв и набрали еще добра в общей сложности на $700 000.
В самом начале расследования ФБР обратило внимание на Джона Хагенсона, недавно бежавшего из тюрьмы. Он устроил похожее ограбление в Калифорнии. Десяток мобильных групп Бюро вели слежку за грабителем и в итоге задержали его. А через полтора месяца и сам камень всплыл при попытке продажи. Кольцо нашли у одного из трех преступников, Джеймса Ривза. Это история с хэппи-эндом для потерпевшей. Крупп сделала из найденных бриллиантов новое кольцо и носила еще 9 лет до смерти. В 1968 году Ричард Бертон купил его для Элизабет Тейлор.
Реальный Маккой
Пример стремительного расследования дела. 7 апреля 1972 года «Боинг-727» авиакомпании United Airlines захватил вооруженный человек. Это произошло через 20 минут после взлета из Колорадо на пути в Лос-Анджелес. На борту было 85 пассажиров и 6 членов экипажа. Капитан судна получил подробные инструкции от захватчика с чекой от гранаты и пулей – садиться в Сан-Франциско. Там преступник потребовал дозаправить самолет, а также выдать ему $500 000 и 4 парашюта. Инструкции были выполнены. Захватчик отпустил пассажиров и одну стюардессу и написал записки с новыми инструкциями – о территории, высоте и скорости полета. При этом он потребовал разгерметизировать кабину, чтобы летчики не могли набрать высоту. Преступник пообещал взорвать самолет, если команда вызовет подмогу, и спрыгнул.
После приземления самолета в Солт-Лейк-Сити ФБР прочесало самолет на улики, допросило всех пассажиров и членов экипажа, был составлен словесный портрет. Недалеко от места прыжка подросток нашел парашют, начались поиски, район оцепили. По словесному портрету преступника и нашли. Это был 29-летний Ричард Флойд Маккой, ветеран Вьетнама, пилот вертолета и скайдайвер. Следователи быстро нашли образцы почерка Маккоя. Образцы совпали с записками, которые захватчик отправлял членам экипажа. Потом нашелся и совпавший отпечаток пальца. Уже 9 апреля против Маккоя было выдвинуто обвинение. Его приговорили к 45 годам тюрьмы за воздушное пиратство и препятствие выполнению обязанностей экипажа воздушного судна.
Первые русские хакеры
В июле 1994 года группа программистов из Санкт-Петербурга похитила $400 000 со счетов американского банка Citibank. Хакерам удалось вскрыть систему управления переводами. ФБР выявило около 40 транзакций, совершенных с июня по сентябрь, на общую сумму более $10 млн. Зарубежные счета, на которые переводили деньги, удалось заморозить, а внутри США деньги высылались на один счет – пары иммигрантов из России. Их арестовали.
Супруги сообщили следователям, что за операцией стоит компьютерная фирма из Санкт-Петербурга во главе с Владимиром Левиным. Российская полиция активно сотрудничала с США по делу. Было установлено, что Левин получил доступ к системе банка со своего компьютера. В России это тогда не было преступлением, и американские спецслужбы выманили хакера из страны. Его удалось наказать, но сроки были совсем небольшими. В 1995 году Левина арестовали в Лондоне, в 1998 году он получил 3 года, сообщники – и того меньше. Это преступление называют первым онлайн-ограблением банка, после которого началось бурное развитие систем кибербезопасности. Хотя, строго говоря, Левин не был хакером: взломать систему ему помогли готовые инструкции. Их он приобрел у одного из хакеров группы, который взламывал сеть банка для доступа в интернет.
Citibank пережил большой урон для репутации.
Кубинская шпионка
Это дело прошло в тени террористических атак 11 сентября 2001 года. 44-летнюю Ану Белен Монтес, кубинку по происхождению, арестовали 21 сентября. Она работала старшим аналитиком Управления военной разведки и считалась в разведсообществе крупнейшим специалистом по Кубе. Но, как оказалось, она еще и была завербована спецслужбами острова. Судя по всему, это произошло еще в начале 1980-х, когда Монтес открыто критиковала политику США по отношению к Кубе. В тот момент Монтес была клерком в Минюсте США, а в 1985-м ее взяли в Управление военной разведки.
Все данные (в том числе об американских разведчиках-нелегалах на Кубе, а также о вторжении в Афганистан в 2011 году) шпионка запоминала наизусть, никогда не брала ни единого документа или файла. В разведке Ана не скрывала своих симпатий к кубинскому правительству, вероятно, чтобы не вызвать подозрений. Ее проверяли на полиграфе, который установил лживость некоторых ответов, но убедительных доказательств не было. Уже в начале 90-х ФБР стало ясно, что в США работает кубинский агент. Офицер безопасности, который проверял Монтес, сообщил о своих данных в Бюро. ФБР собиралось раскрыть всю цепочку, которая шла от Монтес, но из-за терактов приняли решение задержать ее быстрее. Агент признала себя виновной в 2002 году, суд приговорил шпионку к 25 годам лишения свободы.
Операция «Украденные мечты»
Совместная операция ряда правоохранительных структур США началась 1 марта 2010-го. Она должна была стать ответом властей на участившиеся преступления в сфере недвижимости. Операцию назвали «Украденные мечты», потому что ипотечное мошенничество «разрушает жизни, семьи и даже общество», говорится на страничке ФБР.
Например, в Майами два человека обещали гаитянам обустроиться в стране, забирали документы и оформляли на них кредиты. В Калифорнии известный застройщик использовал перекупщиков, чтобы продавать дома по завышенной цене. В итоге цены на дома подскочили, что повлияло на весь строительный рынок. В Детройте ФБР арестовало несколько человек во главе с местным байкером, которые выдавали себя за брокеров, оценщиков, агентов и использовали перекупщиков, чтобы получить 500 кредитов на 180 домов. Им удалось «выручить» $130 млн.
485 человек были арестованы за ипотечное мошенничество в масштабах страны, 330 из них суды затем приговорили к разным срокам. Убытки от мошеннических схем составили $2 млрд. ФБР расследовало в общей сложности 3000 случаев ипотечного мошенничества. Для этого было создано специальное подразделение по борьбе с мошенничеством на рынке жилья.
В рамках операции «Украденные мечты» усилия правоохранителей концентрировались, кроме пресечения собственно мошенничества, на возмещении убытков и восстановлении прав потерпевших.