Кабмин отчитался об учете позиций ЕСПЧ в законодательной работе
В частности, в Докладе о результатах мониторинга правоприменения в России за 2020 год речь идет о группе дел «Гарабаев против России» (в общей сложности более 90 постановлений), где Европейский суд установил нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с экстрадицией в государство, в котором люди заведомо могли столкнуться с реальным риском жестокого обращения. Кроме того, ЕСПЧ указал на нарушение п. 1 ст. 5 Конвенции из-за незаконного содержания под стражей без судебного решения до выдачи, а также п. 4 ст. 5 по причине невозможности обжаловать постановления о заключении под стражу до выдачи. В Госдуме в первом чтении принят закон, вносящий изменения в процедуру экстрадиции.
В 11 постановлениях, объединенных в группу дел «Ракевич против России», ЕСПЧ установил нарушение положений Конвенции в связи с несоблюдением прав заявителей при помещении их в принудительном порядке в психиатрический стационар, после чего они не могли оспорить в национальных судах законность и обоснованность принудительного содержания в медицинском учреждении.
Сейчас в Совете Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта федерального закона о службе по защите прав граждан с психическими расстройствами, находящихся в стационарных условиях. Кроме того, 7 июня 2016 года Государственной Думой приняты в первом чтении поправки в закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Там расширяются полномочия службы защиты прав пациентов, полномочий и порядка создания комиссии, которая занимается приемом и выпиской из психиатрического интерната.
В 21 постановлении группы дел «Ким против России» ЕСПЧ установил нарушение российскими властями подп. 1 и 4 ст. 5 Конвенции в связи с незаконным лишением заявителей свободы во время административного выдворения. В судебном постановлении не было конкретных сроков содержания в центре временного содержания иностранных граждан, поэтому сроки были чрезмерно длительными. Суд обратил внимание на отсутствие в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки ограничения свободы в целях административного выдворения и депортации.
Правительство внесло в Госдуму проект закона, регламентирующий сроки содержания лиц в специальных учреждениях в целях административного выдворения и депортации, а также порядок обжалования соответствующих решений. 21 декабря 2017 года проект федерального закона принят Государственной Думой в первом чтении.
В 27 решениях из серии «Свинаренко и Сляднев против России» Европейский суд выразил правовую позицию, что содержание заявителей в зале суда в клетке нарушает статью 3 Конвенции и само по себе является «объективно унизительным» и не соответствует нормам цивилизованного поведения в демократическом обществе.
Во исполнение этих постановлений Минстрой изменил правила проектирования зданий судов, которые предусматривают защитные кабины со стенами из стекла с автономным вентилированием и звукоусилением. По сообщению Судебного департамента при ВС, сейчас постепенно меняются в судах клетки на светопрозрачные кабины. Кроме того, внесены в Госдуму поправки в УПК, которыми предусмотрен полный запрет помещения подозреваемых, обвиняемых или подсудимых в металлические клетки в процессуальной зоне залов судебных заседаний.