Совет судей оценил ненормативную лексику в постановлении суда
Комиссия Совета судей по этике рассмотрела ситуации с ненормативной лексикой в размещенном на сайте арбитражного суда постановлении. Комиссия отметила, что использование ненормативной лексики, тем более нецензурной брани, в тексте судебного постановления нарушает не только этические нормы, но и требования законодательства.
В первую очередь речь идет о законе «О государственном языке Российской Федерации», который запрещает применение слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, при его использовании в качестве государственного. Кроме того, Пленум Верховного суда в постановлении 2016 года указывал, что нельзя использовать в судебных актах лексику, неприменимую в официальных документах.
Распространение нецензурной брани не только не соответствует нравственным нормам, но и может быть уголовно наказуемым деянием, подчеркивает этическая комиссия. Тем более негативно это влияет на авторитет судьи.
Комиссия по этике отметила, что достаточно редко возникает необходимость дословно приводить в судебном документе цитаты с бранными выражениями. В тех случаях, когда это необходимо (например, при запросе лингвистической экспертизы), судья или секретарь должны с особым вниманием подойти к составлению документа и заменять часть букв в неприличных словах пропусками или специальными символами.
Судьи редко неверно понимают границы допустимого в этом вопросе, считает комиссия. Чаще всего причиной появления ненормативной лексики в судебных актах становится бездумное копирование значительной части текстов обвинительных заключений, исковых заявлений и других подобных документов. В прессе и юридической литературе это называют «флеш правосудием», и такая практика подрывает авторитет суда, подчеркивает Совет судей.
Комиссия Совета судей по этике призвала коллег в регионах внимательно отнестись к этим проблемам и приложить все возможные усилия для их преодоления.
В начале года скандал вызвали размещенные в электронной базе определения АСГМ. Как минимум в пяти документах при копировании можно было увидеть скрытую надпись «п***ку сосите». Причастный к этим эксцессам персонал суда позднее уволили.