Законодательство
20 декабря 2021, 13:08

В Думу внесли законопроект об ужесточении наказаний за пытки для силовиков

Документ предусматривает расширение самого понятия «пытки» и более серьезные наказания. Инициативу поддержали представители ФПА.

Проект подготовили глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников и председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас, сообщает ТАСС.

В частности, документ вводит новый субъект преступления в ст. 302 УК («Принуждение к даче показаний») — сотрудник правоохранительного органа. Эта новелла позволит применять статью к сотрудникам ФСИН, а не только к следователям или дознавателям, как сейчас, приводит агентство слова Крашенинникова.

За пытки, применяемые представителями власти для принуждения человека к даче показаний или запугиванию, документ предусматривает лишение свободы на срок до 12 лет. Проект переводит эти преступления в разряд особо тяжких. Пытка будет означать, кроме уже существующих определений, «запугивание с целью контроля над личностью».

Этой осенью ФСИН потрясла серия скандалов. В сети опубликовали видео из туберкулезной больницы управления ФСИН по Саратовской области, где к заключенным применяли пытки и издевательства. Как утверждал основатель правозащитного проекта Gulagu.net Владимир Осечкин, который обнародовал эти записи, начальство региональных УФСИН и УФСБ одобряло и курировало эти действия, чтобы получать от жертв нужные показания. По обнаружившимся фактам возбудили семь уголовных дел, ряд сотрудников УФСИН по Саратовской области уже уволены с отрицательной характеристикой.

UPD. от 18:50 мск

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов, президент АП Воронежской области Олег Баулин отметил, что законодательство уже предусматривает ответственность за применение пытки с принуждением к даче показаний. Но если эта норма и отличалась от общих санкций за применение пыток, то незначительно. Похожим образом ответственность должностных лиц за применение пытки, не связанной с понуждением к даче показаний, не выделялась в общем ряду.

«Думаю, это совершенно неверный подход. Насилие, пытки, совершаемые должностным лицом, должны влечь очевидно более тяжкое наказание», — полагает Баулин. Пытки от представителя государства воспринимаются обществом исключительно тяжело, влекут тяжелейшие социальные последствия, и потому наказание за них должно носить исключительный характер. На это и направлен обсуждаемый законопроект. Едва ли эта новелла сама по себе решит проблему насилия со стороны представителей власти, но не вызывает сомнений, что она сможет стать ядром комплекса мер, необходимых для борьбы с этим злом, подчеркнул Баулин.

Член Совета ФПА Татьяна Проценко также указывает, что сейчас ст. 117  УК «Истязание» не относится к категории должностных преступлений. Но действительность показала, что пытки применяют именно должностные лица. Кроме того, это делают с целями, которые не предусмотрены формулировками этой статьи: с целью запугивания, принуждения, наказания за какие-либо действия, причем не только лица, которое непосредственно подвергается пыткам, но и за действия третьих лиц или с целью принуждения третьих лиц.

Предлагаемый законопроект предусматривает квалификацию всех этих действий как пытку. Кроме того, он переводит такие преступления в категорию должностных, то есть повышает их общественную опасность и, соответственно, меру ответственности за них. В сегодняшних условиях, когда все чаще и чаще поступает информация о пытках в местах лишения свободы, эти изменения актуальны и своевременны, полагает Проценко.