Судья Янгулбаев покинул Россию из-за угроз
Судья Верховного суда Чечни в отставке Сайди Янгулбаев и его дочь Алия уехали из России, сообщил «Комитет против пыток»* 23 января. Причиной отъезда стала угроза их жизни, утверждает правозащитное объединение. О местонахождении и состоянии жены судьи — Заремы Мусаевой, которую 20 января увезли якобы на допрос в бессознательном состоянии, до сих пор ничего не известно.
В четверг вооруженные лица в гражданской одежде приехали в дом Янгулбаевых в Нижнем Новгороде. Они представились сотрудниками МВД Чечни и потребовали, чтобы супруги проехали с ними в качестве свидетелей по делу о мошенничестве. Когда Сайди Янгулбаев отказался, воспользовавшись своим судейским иммунитетом, приехавшие избили его и присутствующих адвокатов и забрали потерявшую сознание Зарему Мусаеву, рассказал сам судья в отставке. В правоохранительных органах отказались принять заявления о похищении.
Янгулбаевы полагают, что ситуация связана с активностью сыновей судьи — правозащитников Абубакара и Ибрагима.
«Комитет против пыток»* направил срочную жалобу в ЕСПЧ по 39-му правилу, которое позволяет Европейскому суду потребовать немедленных мер для защиты заявителя.
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров в своем телеграм-канале заявил, что «правоохранительные органы на совесть выполняют свою работу», а Янгулбаевым ранее трижды высылали повестку. Кадыров также утверждал, что страдающая от диабета пожилая Мусаева «напала на сотрудника полиции и чуть не лишила его глаза». Как полагает глава Чечни, она «уже заработала» реальный срок заключения.
В инстаграме ЧГТРК «Грозный» разместили накануне видео встречи уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Мансура Солтаева с Мусаевой. На видео женщина с трудом говорит и кивками подтверждает слова омбудсмена, что «насилие к ней не применялось». Солтаев пообещал, что ее осмотрят врачи.
Кадыров также потребовал, что «замаравшего честь судьи» Сайди Янгулбаева лишили статуса и стерли «напрочь его имя из истории судебного органа».
Как бы там ни было, заявляю, что эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей. И это уже зависит не от меня. Пока жив хоть один чеченец, свободно наслаждаясь жизнью ходить члены этой семьи уже не смогут.
В следующей публикации Кадыров заявил, что его слова нельзя трактовать как угрозу. Он якобы говорил только о наказании в рамках закона. По словам Кадырова, все члены семьи Янгулбаевых причастны к терроризму и экстремизму, «организовали нападение в Турции на бывшего сотрудника правоохранительных органов из ЧР, <...> поддерживают террористические группировки и планируют принять участие в организации целой сети».
Почему при наличии доказательной базы для таких обвинений Янгулбаевых вызывали как свидетелей по делу о мошенничестве, а не задержали за экстремизм, Кадыров не объяснил.
Абубакар Янгулбаев рассказал порталу «Кавказский узел»**, что его родственники в Чечне перестали выходить на связь, а по их домашним адресам никого нет. Такие данные у него есть про как минимум 15 человек, живущих в Грозном, — это члены семьи как по отцовской, так и по материнской линии.
* Юрлица правозащитной организации признаны иноагентами, работает без регистрации.
** СМИ, исполняющее функции иноагента.