Законодательство
20 апреля 2022, 18:56

Власти готовят законопроект о принудительном лицензировании

Правообладателям из недружественных стран хотят помешать забрать свои фильмы и музыку с российского рынка. Отказались от работы в России крупнейшие американские киностудии и прокатчики, стриминговые и музыкальные сервисы.

Российские власти разрабатывают законопроект о принудительном лицензировании контента из недружественных юрисдикций, сообщают «Ведомости» со ссылкой на знакомый с проектом источник. Норма о принудительном лицензировании в Гражданском кодексе уже есть, но относится только к патентам. Эксперты указывают, что принятие такой меры нарушит международные обязательства России.

Сейчас ст. 1362 ГК позволяет через суд получить право на патент, который его обладатель не использует не менее четырех лет и это ведет к недостаточному предложению на рынке. Разрабатываемая новелла предлагает распространить такой порядок на все объекты интеллектуальной собственности. При этом периода ожидания не потребуется.

Обратиться в суд сможет российский лицензиат, если правообладатель из недружественного государства в одностороннем порядке частично или полностью отказался от лицензионного договора по основаниям, не связанным с нарушением его условий. Если лицензиат это АО, то обязательства по контрактам, заключенным после 23 февраля 2022-го, он может выполнить привилегированными акциями. Такие акции не будут голосующими для эмитента, а их номинальная стоимость не может превышать 25% от уставного капитала акционерного общества.

Организации коллективного управления (ОКУПы), включая Российское авторское общество, также смогут обратиться с таким иском, если зарубежные правообладатели захотят забрать свои каталоги из их управления.

Зарубежный правообладатель сможет прекратить действие принудительной лицензии через суд, если исчезнут обстоятельства, из-за которых ее предоставили. То есть если он решит сам вернуть свой контент на российский рынок и заключить новое лицензионное соглашение с российским лицензиатом.

«Ведение таких мер нарушает международные обязательства России, в частности соглашения ТРИПС и Бернскую конвенцию», — указывает директор Института исследований интернета Карен Казарян. Вероятно, такая практика крайне негативно повлияет на шансы дальнейшего сотрудничества с иностранными правообладателями.