Законодательство
5 июля 2022, 17:28

Законопроект об агрегаторах такси прошел первое чтение

Самих перевозчиков и их машины предлагается внести в специальные реестры, а данные агрегаторов будут доступны ФСБ в режиме онлайн.

5 июля Государственная дума в первом чтении рассмотрела законопроект, который призван урегулировать деятельность агрегаторов и служб заказа легковых такси, а также работающих с ними водителей.

Законопроект впервые разрешает самозанятым оказывать услуги по перевозке легковыми такси. При этом они должны будут работать через службу заказа. В свою очередь, агрегатор будет обязан передавать данные о водителях и их транспортных средствах контролирующим органам. Регионы также смогут потребовать от них передавать местным властям сведения о перевозках. Кроме того, автоматизированный удаленный доступ к информационным системам и базам данных агрегаторов получит ФСБ.

Документ вводит два реестра: региональный реестр перевозчиков легковыми такси и региональный реестр легковых такси, куда будут включать водителей и машины соответственно. Такие реестры регионы будут формировать в федеральной государственной информационной системе реестров легкового такси, то есть из местного бюджета на них дополнительно тратиться не придется.

Автомобили потребуется в обязательном порядке оборудовать устройством контроля за вниманием и усталостью водителя и таксометром. А к управлению такси не допустят лиц более чем с тремя неоплаченными штрафами за нарушения ПДД, а также при отсутствии аттестации на знание местности и порядка действий при чрезвычайной ситуации, если регион установит такое требование.

Агрегатор будет обязан иметь представительство в каждом регионе, где через него заказывают более 5000 машин в сутки. После достижения этого показателя у компании будет месяц на создание местного представительства.

В случае принятия закон вступит в силу 1 марта 2023 года, а отдельные положения, требующие дополнительных затрат операторов, — с 1 сентября 2023-го.

Ответственный комитет поддержал новеллу с оговорками. Он указал на необходимость урегулировать размер комиссии, которую взимают агрегаторы. Кроме того, право властей трех регионов — Москвы, Петербурга и Екатеринбургской области — устанавливать минимальный тариф за перевозки следовало бы распространить на всю Россию. Эти и другие замечания можно устранить перед вторым чтением.

23 субъекта Российской Федерации не поддержали новеллу из-за того, что недовольны возможными расходами на ведение реестров.

К значимому росту стоимости перевозок принятие новеллы не приведет, уверен статс-секретарь — замминистра транспорта Дмитрий Зверев. Требования законопроекта достаточно гибкие, чтобы участники рынка смогли минимизировать затраты на их исполнение. Например, новелла не конкретизирует, какие устройства контроля предписано использовать.

Вопрос регулирования перевозок, осуществляемых самозанятыми, и работы агрегаторов таких услуг стоит уже несколько лет. Законопроект № 481004-7 дошел до второго чтения, но внесенные к нему поправки вызвали критику как бизнес-сообщества, так и администрации президента, и документ в итоге вообще отклонили.

Законопроект № 121564-8 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»